Телефон: 8-800-5556615 и 8-812-3184012 WhatsApp
Почта: info@znakoved.ru
Время: с 10:00 до 18:00
Зарегистрировать товарный знак

Гражданский Кодекс Российской Федерации

Статья №-1027: Договор коммерческой концессии

  1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства.
  2. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
  3. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
  4. К договору коммерческой концессии соответственно применяются правила раздела VII настоящего Кодекса о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям настоящей главы и существу договора коммерческой концессии.

Комментарий к статье №-1027

  1. Договор коммерческой концессии создает возможность одному лицу – пользователю вести предпринимательскую деятельность с использованием средств индивидуализации и коммерческого опыта другого лица – правообладателя, по существу по готовому образцу, созданному и апробированному правообладателем. Такой способ ведения бизнеса будет успешным при условии, что продукция и сам он имеют хорошую репутацию на рынке, обладают высокой степенью конкурентоспособности. За рубежом подобные отношения регулируются договором франчайзинга. Термин «франчайзинг» используется и в российском праве. Под ним также понимаются отношения коммерческой концессии.

    Коммерческая концессия в российском законодательстве представлена тремя ее видами: производственной, сервисной и сбытовой. Для первого и второго видов характерно то, что пользователь самостоятельно, на свой риск, хотя и под руководством и контролем правообладателя, производит готовую продукцию в форме вещей, работ или услуг и предлагает ее другим лицам – пользователям, индивидуализируя эту продукцию и себя средствами индивидуализации правообладателя. Третий вид коммерческой концессии представляет собой отношения, когда пользователь, также используя средства индивидуализации правообладателя, предлагает пользователям товар в форме вещей, произведенный правообладателем.

    Комментируемая статья содержит определение договора коммерческой концессии, требования к гражданско-правовому статусу его сторон, предмету договора и к некоторым иным его условиям.

    Согласно определению, одна сторона, именуемая правообладателем, обязуется предоставить за плату другой стороне, именуемой пользователем, право на использование комплекса исключительных прав на объекты промышленной собственности, а также право на использование охраняемой коммерческой информации. Договор возмездный, двусторонний.
  2. Поскольку данный комплекс исключительных прав имеет целью его использование в предпринимательской деятельности пользователя, то основное требование к данному участнику сделки – наличие предпринимательского статуса: для юридических лиц – статуса коммерческой организации (хозяйственное общество или товарищество, производственный кооператив, унитарное предприятие), для физических лиц – зарегистрированного статуса предпринимателя. Те же требования предъявляются и к правообладателю, поскольку основными объектами, права на которые подлежат передаче, являются средства индивидуализации правообладателя, используемые им в собственной предпринимательской деятельности, с которыми непосредственно связана его деловая репутация.
  3. Предметом договора коммерческой концессии является предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных и некоторых иных прав на идеальные объекты. К числу объектов этих прав относятся: фирменное наименование или коммерческое обозначение, охраняемая коммерческая информация – обязательные объекты, товарный знак и знак обслуживания (Закон о товарных знаках), изобретения, полезные модели, промышленные образцы (Патентный закон), топологии интегральных микросхем (Закон об охране микросхем), селекционные достижения (Закон о селекционных достижениях) и другие факультативные объекты. Комплексность предмета, а вернее объекта договора, требует, чтобы наряду с обязательными объектами были переданы также и некоторые факультативные. Включение только обязательных объектов требованию комплексности исключительных прав не отвечает, так как права на коммерческое обозначение и охраняемую коммерческую информацию не имеют исключительного характера.

    Общие требования к информации, включаемой в фирменное наименование, содержатся в ст. 54 ГК. Кроме того, специальные требования содержатся в законах об АО, об ООО, о производственных кооперативах и некоторых других. Коммерческое обозначение – любое незарегистрированное обозначение правообладателя, ставшее широко известным и охраняемое в силу ст. 6-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. Под охраняемой коммерческой информацией понимается коммерческая тайна (ст. 139 ГК, Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

    Наряду с условием о предмете существенными условиями договора коммерческой концессии являются условия об объеме предоставляемых прав по каждому из объектов, о виде (предмете и характере) предпринимательской деятельности, при осуществлении которой будут использоваться передаваемые права, о виде предоставляемой коммерческой концессии (производственная, сервисная или сбытовая), о цене и формах оплаты, о дополнительных услугах, которые пользователь обязан предоставлять потребителям концессионной продукции.

    Стороны могут также указать в договоре территорию, в пределах которой вправе осуществлять свою деятельность пользователь на основе предоставленных ему прав.

    Под объемом использования прав применительно к данному договору понимаются способы использования объекта интеллектуальной собственности, а также коммерческого обозначения и охраняемой коммерческой информации, которые составляют содержание субъективного права правообладателя. Перечень таких способов различается в зависимости от объекта прав и определяется в специальных законах в области интеллектуальной собственности. Не любой способ использования определенного объекта может формировать условие об объеме. Так, фирменное наименование правообладателя пользователь вправе использовать в рекламных целях, а также для оформления помещений, в вывесках, на упаковке товара, но он не вправе заключать договоры под именем чужой фирмы. В гражданском обороте он должен выступать под собственным именем или фирменным наименованием.
  4. Деловая репутация не подлежит передаче. Ее использование в предпринимательской деятельности пользователя обусловлено тем, что деловая репутация предпринимателя в сознании других лиц ассоциируется со средствами его индивидуализации – фирма или коммерческое обозначение и средствами индивидуализации его товара, работ и услуг – товарный знак, знак обслуживания. Под коммерческим опытом следует понимать как охраняемую коммерческую информацию, так и те навыки и приемы, которым правообладатель должен научить пользователя (его работников).
  5. Сторонами договора могут выступать только коммерческие организации и граждане-предприниматели. Последние могут всегда выступать на стороне пользователя, а на стороне правообладателя – лишь в случае, если они обладают коммерческим обозначением, так как граждане не вправе использовать фирменное наименование, и выступают в гражданском обороте под собственным именем и (или) коммерческим обозначением. Предоставление в пользование имени гражданина данным договором не предусмотрено. Коммерческие организации могут быть участниками договора в том случае, если они обладают общей правоспособностью и их деятельность не носит исключительного характера.
ГК РФ №-1027
Информация
Статьи
Все
Патентные тролли по товарным знакам в России
В русскоязычном секторе интернета довольно много публикаций о патентных троллях, промышляющих на западе, но довольно мало информации об отечественных троллях.
Инструкция по регистрации товарных знаков
После прочтения предыдущей статьи у вас должны были появиться идеи как разработать собственную торговую марку и теперь пришла пора стать ее законным правообладателем.
Этапы регистрации товарного знака
Описание этапов регистрации товарного знака, стоимость и сроки.
Регистрация товарного знака без проблем и ошибок
Эта статья будет посвящена нюансам взаимодействия с посредниками (юридическими конторами) при регистрации товарного знака.
Есть вопросы?
Если вы не нашли ответ на ваш вопрос или вам необходима консультация, то свяжитесь с нами по телефону:
8-800-5556615
(звонки по всей России бесплатно)
В рабочие дни с 10:00 до 18:00
по московскому времени
Мы ответим на все ваши вопросы и поможем принять правильное решение.
Зарегистрировать товарный знак самостоятельно Зарегистрировать товарный знак «под ключ» Помощь в регистрации товарного знака