Регистрация товарного знака в любом городе России

Бесплатный онлайн поиск товарных знаков

Маркетплейсы и нарушение прав на товарные знаки

Маркетплейсы и нарушение прав на товарные знаки

Содержание:

Что такое маркетплейс?

Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет, Ozon, Wildberries – это всё маркетплейсы (от англ. marketplace - рыночная площадь), т.е. интернет-магазины электронной торговли. Они предоставляют информацию о продуктах третьих лиц (при этом юридически сами продавцами не являются), т.е. по сути такие площадки являются посредниками и дают продавцам возможность продавать свои товары, а покупателям – не выходя из дома выбирать товары абсолютно любых категорий. При этом у покупателя есть возможность найти один и тот же товар у разных продавцов по разным ценам и выбрать наиболее выгодное для себя предложение.

Нарушение права правообладателей товарных знаков

Рассмотрим обычную ситуацию. Пользователь заходит на маркетплейс и ищет там, к примеру, подгузники для своего ребёнка. Находит 20 продавцов, реализующих свою продукцию по разным ценам от 1000 до 3000 рублей за пачку. И вдруг видит чрезвычайно выгодное предложение – пачку можно купить за 500 рублей! Пользователь заказывает товар, но получает совсем не то, что хотел. Упаковка та же, но подгузники некачественные – такое ощущение, что их произвели в ближайшем гаражном кооперативе в антисанитарных условиях и силами людей, не имеющих представления о том, как вообще такой товар производится. Что это? А это пример недобросовестной конкуренции. Какой-то ушлый «предприниматель» украл чужой товарный знак и произвёл под ним свой товар, сумел пропихнуть на маркетплейс и получить прибыль. Соответственно, делается это исключительно с целью получить прибыть. Ведь раскручивать свой товарный знак – дело непростое, а вот воспользоваться чужой славой легко. Отсюда и возникают контрафактные товары, споры, жалобы и суды.

Кто несёт ответственность за нарушение прав?

Маркетплейсы нередко ругают именно за то, что на них практически нет возможности нормально защитить свои интеллектуальные права. Ведь они являются просто посредниками между продавцами и покупателями, соответственно, стараются снять с себя всякую ответственность за нарушение чьих-то прав и переложить её на продавцов, мол, сами ищите правонарушителей и разбирайтесь с ними. Поэтому если возникают проблемы, нужно разбираться и с маркетплейсом, и с самим продавцом, использующим ваш товарный знак незаконно.

Внимание! Если маркетплейс проигнорирует вашу жалобу на недобросовестного конкурента, в суде он тоже будет нести ответственность за то, что вовремя не среагировал на ваши просьбы заблокировать аккаунт, и будет привлечён к материальной ответственности. В качестве доказательства нужно будет предоставить вашу переписку со службой поддержки.

Что делать, если на маркетплейсе нарушили ваши права на товарный знак?

Если вы столкнулись с такой неприятной ситуацией, когда кто-то использует ваш товарный знак, печатает его на продукции, размещает на изображениях или в заголовках/описании товара, то вам надо сделать два действия:

Итак, рассмотрим подробнее, что именно вам надо сделать...

Недобросовестная конкуренция на маркетплейсе

На всех маркетплейсах есть возможность пожаловаться на недобросовестных конкурентов. И если ваши права всё же нарушили, первым делом обязательно обратитесь в поддержку.

Приведём несколько примеров.

Маркетплейс: OZON

Если вы размещаете свою продукцию на Озоне и столкнулись с нарушениями, ищете раздел службы поддержки и пишете туда жалобу. Маркетплейс обязан заблокировать продавца.

Маркетплейс: OZON, контроль качества
Маркетплейс: OZON, контроль качества.

Маркетплейс: Wildberries

У Вайлдберриз достаточно хорошо проработана форма для жалобы на любителей использовать чужие товарные знаки. Видимо, это уже довольно частая ситуация, за которой необходимо следить самим правообладателям.

Маркетплейс: Wildberries, обращение правообладателя
Маркетплейс: Wildberries, обращение правообладателя.

На этой же странице приведён перечень документов, которые необходимо предоставить, чтобы служба поддержки убедилась в том, что ваши права нарушены, и заблокировала аккаунт конкурента.

Маркетплейс: Wildberries, подтверждение вашего права
Маркетплейс: Wildberries, подтверждение вашего права.

Маркетплейс: Яндекс.Маркет

На Яндексе тоже разработана специальная форма для тех, чьи права нарушены. Отправили жалобу, дождались ответа, получили результат – заблокированного продавца, который нелегально использовал вашу интеллектуальную собственность.

Маркетплейс: Яндекс.Маркет, решение проблем
Маркетплейс: Яндекс.Маркет, решение проблем.

Заявление на недобросовестного конкурента

Вы можете самостоятельно собрать пакет документов:

Однако, конечно, лучше сделать это с помощью юристов, которые уже набили руку в подобных делах, ведь их с каждым годом становится всё больше. К тому же подсчитать убытки самостоятельно довольно сложно, поэтому лучше действительно обратиться к разбирающимся людям.

Затем вы подаёте заявление в суд и ждёте заседания. Если вы всё сделаете верно, то суд, скорее всего, признает вину ответчика, приостановит его деятельность и назначит компенсацию.

Внимание! Если маркетплейс проигнорировал ваши просьбы удалить аккаунт нарушителя ваших интеллектуальных прав, вы можете требовать через суд компенсации и от маркетплейса, поскольку он в такой ситуации тоже будет признан виновным.

Как избежать нарушения ваших прав на маркетплейсах?

К сожалению, нынешнее законодательство позволяет лишь пресечь деятельность правонарушителей в случае, если вы (правообладатель) заметили их незаконную деятельность. Сделать это можно, обратившись в поддержку на самом маркетплейсе. Предотвратить такие нарушения пока что нельзя, т.к. в интернете чисто физически невозможно за всем уследить. Однако если ваши права всё же нарушили, вы имеете право требовать штраф за несанкционированное использование вашего товарного знака через суд. И именно суд уже решит, кто будет выплачивать вам штраф – только недобросовестный конкурент или же маркетплейс, который допустил продажу продукции под чужим товарным знаком, вовремя не заблокировав продавца по вашей просьбе.

Вывод прост – вам как продавцу придётся самому следить за деятельностью других компаний и «отлавливать» случаи, когда ваш знак кто-то незаконно использует. И, конечно, для заявления прав на товарный знак вам необходимо его зарегистрировать, иначе ни о какой компенсации и речи быть не может.

Товарные знаки и торговые марки: