Регистрация товарного знака в любом городе России

Бесплатный онлайн поиск товарных знаков

Когда возникает момент охраны товарного знака?

Момент возникновения охраны товарного знака

Содержание:

Когда же ваш товарный знак становится вашим?

Вы придумали товарный знак, а может быть вы заказали его разработку у специалистов - не суть. Вот он у вас есть, вы готовы размещать его на упаковках своих товаров, обозначать свои услуги. Но конкуренты не дремлют! И могут случиться неприятные, а то и катастрофические истории, когда кто-то «срисует» ваш прекрасный товарный знак, быстро зарегистрирует и прилично заработает на этом, оставив вас наедине с только что созданным бизнесом.

Как защитить себя? Когда, с какого момента ваш товарный знак начинает охранять закон? Вот ответы на эти вопросы.

Правовая охрана товарного знака

В мире существуют две противоположные друг другу позиции касательно определения момента, с которого возникает правовая охрана товарного знака. Они называются «first to use» (первый, кто использует) и «first to file» (первый, кто подаёт заявку).

В России распространен так называемый «континентальный» подход «first to file». Согласно этой позиции, правовая охрана товарного знака начинается с момента его регистрации, а отсчет её действия начинается с даты подачи заявки на регистрацию товарного знака. Согласно статье 1494 ГК РФ приоритет товарного знака определяется по дате подачи заявки на товарный знак. Т.е. даже если получилась ситуация, в которой две компании подали заявки на регистрацию схожих знаков, то приоритет будет отдан той компании, которая подала заявку раньше.

А вот в правовых системах так называемого «общего права», наоборот, превалирует подход «first to use», по которому право на товарный знак возникает сразу после начала использования обозначения. Если, конечно, оно отвечает условиям охраноспособности. Например, в Канаде или США товарные знаки начинают охраняться одновременно с началом фактического их использования при продаже товаров или при оказании услуг. То есть, когда работает подход «first to use», охрану знака «включает» не подача заявки, а его применение. Вы выдали клиенту ваши фирменные стаканчики с кофе - изображение на них уже охраняется законом. А уж зарегистрировать можно и потом - главное начать дело.

Но несмотря на то, что в Гражданском кодексе РФ вроде бы однозначно закреплен подход «first to file», специалисты отмечают, что подход «first to use» так или иначе себя проявляет в правовых нормах и, что самое важное, в правоприменительной практике.

Например, как указано в части 2 статьи 1512 Гражданского кодекса РФ, предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным, если действия правообладателя, связанные с предоставлением правовой охраны товарному знаку или сходному с ним до степени смешения другому товарному знаку, признаны злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией. Иными словами, вы можете обращаться за защитой своих прав в суд, мотивируя свои требования тем, что ваши конкуренты копируют ваш товарный знак и, соответственно, недобросовестно с вами конкурируют.

Злоупотреблением правом на товарный знак

Судебная практика также позволяет найти условия, существование которых может повлечь ограничение возможностей правообладателей. Например, одним из условий может быть массовое применение в бизнесе какого-то обозначения, на которое впоследствии один из участников рынка пытается приобрести исключительное право. Такое положение дел означает только одно: правообладатель пытается воспользоваться узнаваемостью обозначения, а сразу после регистрации товарного знака начинает преследовать своих конкурентов в судах якобы за то, что они используют чужой товарный знак. Запрет на то, чтобы известное или ранее кем-то внедренное в рынок обозначение приносило выгоду преимущество кому-то одному, можно считать реализацией на практике подхода «first to use».

Итак, пример того, что решали суды. Телекомпания «Останкино» обратилась в арбитражный суд с иском к журналу «Человек и Закон» с целью запретить использовать обозначение «Человек и Закон», сходное до степени смешения с товарными знаками со словесным обозначением «Человек и закон» в фирменном наименовании общества, правообладателем которых является «Останкино». Также «Останкино» просило запретить издавать и распространять журнал с использованием указанного обозначения. Дело прошло два круга по судебным инстанциям, пока, наконец, не дошло до Высшего Арбитражного суда РФ. Здесь телекомпания потерпела фиаско. Высший Арбитражный суд РФ установил, что издание «Человек и закон» в виде журнала появилось на свет еще в семидесятых годах. И, несмотря на то, что «Останкино» зарегистрировало обозначение в 1990 году, суд посчитал, что действия истца можно считать злоупотреблением правом, поскольку деятельность издательства осуществлялась задолго до того, как «Останкино подало заявку.

Вы придумали товарный знак

Для подтверждения факта того, что именно вы придумали товарный знак первым, специалисты советуют воспользоваться нехитрым, но очень надежным способом. Вам достаточно распечатать изображение вашего товарного знака, подписать, положить в конверт и отправить ценным письмом... самому себе. Получив конверт, важно его НЕ вскрывать. Остается его просто-напросто хранить. А если возникнет судебный спор, нужно будет принести на судебное заседание запечатанный конверт. Сразу станет ясно, кто был первый. Вас охраняет почтовый штемпель - он свидетельствует о дате отправки письма. Разумеется, содержимое конверта не могло оказаться там позже.

Обращайтесь к профессионалам!

Товарные знаки и торговые марки: