Регистрация товарного знака в любом городе России

Бесплатный онлайн поиск товарных знаков

Зачем использовать неохраняемые элементы в товарных знаках?

Неохраняемые элементы товарного знака

Содержание:

Что такое неохраняемые элементы?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала разберемся, что такое неохраняемые элементы?

Понятие неохраняемого элемента товарного знака раскрыто в Статье 1483 «Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака». В ней говорится о том, что существуют элементы, которым не предоставляется правовая охрана, если они включены в состав товарного знака, а если знак целиком состоит из таких элементов, то он не будет зарегистрирован Роспатентом.

Неохраняемый элемент товарного знака
Это такой элемент, которому не предоставляется правовая охрана даже при регистрации знака, в состав которого он включён.

Почему некоторые элементы не охраняются?

Чтобы лучше понять, в чём здесь дело, представьте ситуацию: какая-то компания решила зарегистрировать товарный знак «Сгущённое молоко». Если такой товарный знак зарегистрируют, получится, что больше ни одна компания не будет иметь права использовать такое словесное сочетание. Но это же абсурд! Многие компании производят сгущёнку. Получается, что статья 1483 как раз и ограждает рынок от таких ситуаций, чтобы никто не мог зарегистрировать какие-то общепринятые слова или словосочетания. Фактически это борьба с монополизацией.

Так зачем же использовать такие элементы?

В товарных знаках действительно нередко используются неохраняемые элементы. Зачем же их включать в знак, если это увеличивает риск того, что в регистрации будет отказано? Дело в том, что это чисто психологический приём. Когда вы видите не только уникальное название или логотип, а ещё какую-то часть знака, которая вам знакома, вам легче воспринять такой знак как серьёзный и вызывающий доверие. Согласитесь, «TERRA GROUP» звучит солиднее, чем просто «TERRA».

Вот пример знака (см. рисунок), где все элементы являются неохраняемыми, за исключением слова «КАЛАЧЁВО». Правда, здесь в слове «экоферма» есть ошибка – перепутаны буквы М и Р. Судя по всему, ошибку не заметили даже в Роспатенте, когда проверяли заявку. А вот на официальном сайте экофермы ошибка уже исправлена.

Согласитесь, если бы знак состоял только из слова «Калачёво», то никому не было бы понятно, чем занимается эта компания. А так знак вполне доходчиво сообщает о том, это фермерское хозяйство, где, по всей видимости, производятся продукты питания. То есть иногда использование неохраняемых элементов просто необходимо, чтобы сделать товарный знак более внятным и сообщающим потребителю некоторую информацию о деятельности компании.

Товарный знак компании «Калачёво»
Товарный знак компании «Калачёво».

Какие бывают виды неохраняемых элементов?

В Гражданском кодексе РФ есть статья 1483 «Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака». В ней подробно рассказано, что нельзя регистрировать в качестве знака. Но при этом можно использовать в знаке при определенных условиях. Давайте разберемся на примерах, какие бывают неохраняемые элементы.

Практика в области регистрации неохраняемых элементов довольно богатая, поэтому примеров можно привести много. И хотя знаки бывают абсолютно разного вида, вплоть до видеодорожек, звуков, формы упаковки и даже запахов, здесь мы приведём примеры самых популярных видов – это графические изображения и текст.

Графические неохраняемые элементы в товарных знаках

Общепринятые графические символы

Например, нельзя значок «Сосуд Гигеи» зарегистрировать в качестве товарного знака для аптеки, а шестерёнки для машиностроительной компании. Но эти символы можно использовать как неохраняемую часть знака.

Примеры общеизвестных графических элементов
Примеры общеизвестных графических элементов.

Цвет сам по себе

Нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака какой-либо цвет, например, красный, зеленый, фиолетовый или голубой. Зато можно зарегистрировать фон с ненавязчивым рисунком из символов, как это сделала компания «Газпром».

Комбинированный товарный знак от ПАО «Газпром»
Комбинированный товарный знак от ПАО «Газпром».

Простые фигуры и линии, не составляющие уникальную композиционную группу

Роспатент не пропустит заявку с товарным знаком, выполненным в виде простого квадрата или круга. Но если в этот круг вписано название компании, а сам круг нарисован особым образом с использованием каких-либо декоративных элементов, то такой знак будет одобрен.

Не допускаются к регистрации знаки в виде прямой, ломаной или волнистой линии, треугольников, кругов, квадратов, параллелограммов, трапеций и т.п. Но все эти элементы можно использовать в знаке, комбинируя их с другими.

Пример простого знака, где в красный квадрат вписано название компании. Без слова «метротур» знак в виде квадрата не зарегистрировали бы. А так получилась уникальная композиция, которая успешно прошла экспертизу.

Знак с использованием квадрата и простого написания названия
Знак с использованием квадрата и простого написания названия.

Изображение товара в натуралистичном стиле

Не допускаются к регистрации реалистичные изображения товаров (например, фото пельменей, конфет, мороженого, хлеба и т.п.) То есть если вы попытаетесь зарегистрировать знак, на котором изображены просто вафли, то такую заявку Роспатент отклонит. А вот в составе комбинированного знака это вполне допустимо, как мы видим на примере знака от компании «АККОНД». Здесь не охраняется натуралистичное изображение кондитерского изделия.

Натуралистичное изображение вафли, не подлежащее охране
Натуралистичное изображение вафли, не подлежащее охране.

Изображение товара в такой упаковке, которая используется большинством производителей и не отличается оригинальностью

Роспатент не пропускает заявки с неоригинальной упаковкой. Нельзя зарегистрировать просто синюю коробку. А вот комбинированный знак можно! Например, АО «КОНТИ-РУС» зарегистрировала знак, где не охраняется довольно простая форма упаковки товара – картонная коробка синего цвета. Кроме этого не охраняется натуралистическое изображение кондитерских изделий, покрытых шоколадной глазурью. Но знак успешно прошёл регистрацию, поскольку является комбинацией сразу из нескольких элементов.

Пример знака, в котором не охраняется форма заявленного обозначения
Пример знака, в котором не охраняется форма заявленного обозначения.

Текстовые неохраняемые элементы в товарных знаках

Общепринятые понятия, используемые в отношении конкретных товаров и услуг

Например, нельзя слово «парикмахерская» зарегистрировать в качестве товарного знака для организации, оказывающей соответствующие услуги, а слово «хлеб» - для пекарни. Но вот если «хлеб» планируется использовать для какой-нибудь мастерской по керамике, то тогда регистрация знака возможна.

Пример товарного знака с общеизвестным словом
Пример товарного знака с общеизвестным словом.

Домены первого уровня

Домены ".ru", ".su", ".com", ".рф", ".org" и т.д. зарегистрировать в качестве своего товарного знака нельзя. Но это не мешает регистрировать целиком весь адрес сайта «МарьяПетровна.рф», тогда «.рф» будет выделен как неохраняемый элемент, а «МарьяПетровна» получит правовую защиту. Чем это хорошо? Тем, что Марья Петровна сможет подавать в суд на тех, кто попытается зарегистрировать схожие домены (МарьяПетровна.su, МарьяПетровна.net и т.д.), тем самым защищая себя от конкурентов, продающих товары и услуги по тем же классам МКТУ, что и она.

Пример адресов сайтов, зарегистрированных в качестве товарных знаков: "bury.ru", "be.ru", "bery.ru" и т.д. (знаки зарегистрированы компанией ООО «Яндекс»).

А вот несколько примеров, когда домен используют в знаках, содержащих графические элементы. В них не охраняются элементы RU и РФ, но на регистрацию это не влияет.

Примеры товарных знаков с адресами сайтов и графическими элементами
Примеры товарных знаков с адресами сайтов и графическими элементами.

Аббревиатуры, которые используются повсеместно

Нельзя зарегистрировать знак «ГОСТ», «АЗС», «НИИ». Но зато можно использовать его в составе знака в качестве неохраняемого элемента. Ведь все мы знаем то магическое действие, которое на нас оказывает «сгущенка по ГОСТу», «тушёнка по ГОСТу», «НИИ эстетической медицины» и прочие коммерческие ловушки.

Пример упаковки с аббревиатурой «ГОСТ»
Пример упаковки с аббревиатурой «ГОСТ»

Цифры, буквы, знаки в обычном графическом исполнении

«Собака» (@), амперсанд (&), процент (%), звездочка (*), «доллар» ($), 1, 2, 3, АБ, GH и т.п. Все эти символы или сочетания символов, не имеющие какого-то смысла, не могут быть зарегистрированы в качестве знаков, однако могут содержать их в составе знака без предоставления охраны.

Например, компания Общество с ограниченной ответственностью «Стокманн СПб Центр» зарегистрировала товарный знак, изображенный на рисунке.

Использование в товарном знаке неохраняемого элемента &
Использование в товарном знаке неохраняемого элемента "&".

Здесь не охраняется сам символ амперсанд, но вот знак целиком был успешно зарегистрирован под номером 824425.

Географические наименования

Если вы попытаетесь зарегистрировать в качестве товарного знака «Крымский», «Москва», «Воронежский», «изготовлен в Беларуси», то у вас ничего не получится. Ведь эти слова могут ввести потребителя в заблуждение, поскольку могут создать впечатление, что товар изготовлен в этих регионах.

Хотя известны примеры, когда в названии товара фигурирует географическое указание. Известный всем тульский пряник вполне имеет право на существование, поскольку действительно изготавливается в Туле (производитель: ОАО Тульская кондитерская фабрика «Ясная Поляна»).

«Тульский пряник» как пример использования географического наименования
«Тульский пряник» как пример использования географического наименования.

Однако если мы посмотрим на свидетельство о регистрации этого знака, то увидим, что слово «ТУЛЬСКИЙ» не охраняется. Но зато охраняется написание этого слова особым шрифтом и в особом цвете. Т.е. получается, что регистрировать географические названия можно, но при условии, что такие знаки не будут вводить потребителя в заблуждение. Пряник сделан в Туле? Да. Значит, всё в порядке. А вот если вы будете доить коров под Москвой и продавать молоко под маркой «Сделано в Вологде», то это уже незаконно.

Описание свойств товара или услуги

В статье 1483 ГК РФ сказано, что не допускается регистрация знаков, «характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта». Например, нельзя регистрировать в качестве знака «масло для салата», «карамельная конфета», «одежда из трикотажа», но вот в состав знака такие сочетания включать допускается.

Например, в «ЛЕДЕНЦЕ улетном» от фабрики «Коммунарка» не охраняется слово «ЛЕДЕНЕЦ», а в «ИШИМБАЙСКОМ ТРИКОТАЖЕ» не охраняются оба слова.

Примеры знаков с неохраняемыми элементами «ЛЕДЕНЕЦ» и «ИШИМБАЙСКИЙ ТРИКОТАЖ»
Примеры знаков с неохраняемыми элементами «ЛЕДЕНЕЦ» и «ИШИМБАЙСКИЙ ТРИКОТАЖ».

Восхваление товара или услуги

Излишняя скромность – помеха бизнесу, однако если дело касается товарных знаков, то Роспатент не пропустит хвалебные: «наисвежайший», «вкуснейший», «лучший в городе», «самый профессиональный» и т.п. Однако в составе знака такие эпитеты вполне могут быть использованы. Например, в товарном знаке компании «МХТ-СЕРВИС» использованы 4 неохраняемых слова: «надежность», «качество», «гарантия», «сервис». Но это не помешало зарегистрировать знак.

Товарный знак компании «МХТ-СЕРВИС»
Товарный знак компании «МХТ-СЕРВИС».

Выводы

Использовать неохраняемые элементы можно, а зачастую даже нужно, чтобы придать знаку более солидный вид, вызвать больше доверия у потребителя, дать ему чуть больше информации о товарах и услугах, чем дает сам знак. Однако не стоит слишком увлекаться, включая в товарный знак слишком много неохраняемых элементов, поскольку это может стать причиной отказа в регистрации.

Хотя известны примеры таких товарных знаков, в которых использовано сразу несколько видов неохраняемых элементов, но регистрации это не мешает. Например, в знаке «Коровка из Кореновки» закрытого акционерного общества «Ренна-Холдинг» собрано всё, что использовать не рекомендуется:

Скриншот из свидетельства о регистрации товарного знака
Скриншот из свидетельства о регистрации товарного знака.

Тут и указание на место производства, и состав товара, и восхваление, и реалистичное изображение мороженого. Однако знак был зарегистрирован, причем, в нескольких цветовых решениях, если посмотреть базы Роспатента.

«Коровка из Кореновки» как пример знака, состоящего из нескольких неохраняемых элементов
«Коровка из Кореновки» как пример знака, состоящего из нескольких неохраняемых элементов.

Поэтому решение об использовании неохраняемых элементов остаётся за автором знака, ведь иногда они могут сыграть положительную роль и сделать ваш бренд более внятным и информативным. Однако всегда стоит помнить о том, что включение в состав знака таких элементов может повлечь определенные последствия: перегрузка знака лишними деталями, необходимость рисовать и прорабатывать слишком большое количество вариантов, чтобы выбрать оптимальный, а самое главное – это вероятность отказа в регистрации такого знака Роспатентом. Поэтому перед отправкой заявки рекомендуем вам проконсультироваться у специалистов, работающих в области регистрации товарных знаков.

Товарные знаки и торговые марки: