Регистрация товарного знака в любом городе России

Бесплатный онлайн поиск товарных знаков

Оценка товарных знаков: проблемы и пути решения

Оценка товарных знаков: проблемы и пути решения

Содержание:

Проблема оценки интеллектуальной собственности

На сегодняшний момент в России существует проблема оценки интеллектуальной собственности, включающей оценку товарных знаков. Корень проблемы – фактическое отсутствие у оценочных компаний опыта оценки товарных знаков и патентов. В таких компаниях крайне мало действительно высококвалифицированных специалистов в этой области, знающих методологию оценки и обладающих достаточным опытом для качественного ее проведения.

Почему же возникает такая проблема? Дело в том, что оценочных компаний в нашей стране много (специализируются они на оценке всевозможного имущества), соответственно, и конкуренция среди них высокая. За каждого клиента ведутся «бои», поэтому оценщики берутся даже за те заказы, суть которых не полностью понимают. К таким заказам относится и оценка товарных знаков. Заказчики, как правило, не отличают профессионалов от профанов, а на выходе получают некачественную оценку на фоне большого числа «заманчивых предложений» рынка оценки интеллектуальной собственности. Самое интересное, что этому рынку уже больше двух десятков лет, а вот опыта в области работы с товарными знаками, к сожалению, практически нет.

Причины проблем с оценкой интеллектуальной собственности

Неумение работать с цепочкой «расчет стоимости бизнеса – выявление активов предприятия – оценка объектов интеллектуальной собственности».

Суть в том, что отсутствие знаний и понимания методологии работы с двумя первыми звеньями цепи ведет к тому, что адекватную оценку интеллектуальной собственности (третье звено) провести не удается. Рассмотрим подробнее эти проблемы.

Нематериальные активы компании

Неспособность выявить все нематериальные активы компании.

Оценщик должен уметь анализировать нематериальные активы предприятия для того, чтобы выявлять источники прибыли этого предприятия, а также его доходы и финансовые потоки. Если у оценщика отсутствует базовое понимание вопроса и отсутствие знаний по технологии такого анализа, то адекватную оценку он не сможет провести. Оценка объектов интеллектуальной собственности (и товарных знаков в частности) требует расчетов, которые базируются как раз на данных об источниках прибыли. Цифры, взятые «с потолка» при такой некачественной оценке с легкостью будут опровергнуты в суде.

Расчет стоимости бизнеса

Неумение точно рассчитать стоимость бизнеса.

Неквалифицированный оценщик едва ли сможет оценить стоимость всего бизнеса, а ведь именно от этого зависит оценка каждого актива, и, соответственно, объектов интеллектуальной собственности (и товарных знаков в частности). Выполнение такой задачи требует дополнительных знаний и опыта у оценщика.

Должный уровень образования

Отсутствие должного уровня образования у оценщика.

Собственно, все предыдущие проблемы – следствие того, что у оценщиков зачастую просто не хватает знаний для качественного проведения своей работы. Дело в том, что оценка прав на объекты интеллектуальной собственности базируется на трех китах: техника, юриспруденция, экономика. Убери одного кита – и все рухнет. Почему именно такие «киты»? Возьмем какое-нибудь изобретение. Оно полезно с технической точки зрения (техника), защищено патентом (юриспруденция) и предназначено для реализации среди населения (экономика). Причем для успешной работы в этом направлении нужны глубокие знания и опыт по всем трем дисциплинам.

Следствием такой неграмотности является некомпетентная оценка прав на объекты интеллектуальной собственности (и товарные знаки), трата лишних средств и лишнего времени на исправление допущенных ошибок.

Совет здесь один: не экономить на оценщике, пользоваться услугами только квалифицированных специалистов. О том, есть ли такие оценщики в нашей стране, и где их найти, читайте в следующем параграфе.

Как оценить товарный знак?

Значит ли все сказанное выше, что в России нет ни одной компетентной организации, занимающейся оценкой товарных знаков? Конечно, нет. Существует целый Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса (ЗАО «СОИС»), который как раз и занимается множеством вопросов, связанных с проблемами оценки товарных знаков в нашей стране.

Основные задачи, решаемые этой организацией и ее специалистами:

Товарные знаки и торговые марки: