Типичные ошибки при регистрации товарных знаков (Часть 2)
стоимость услуги регистрации знака «под ключ». от 23 100 руб
размер государственных пошлин. Как работает? Регистрация вашего товарного знака или торговой марки.
Ошибки при регистрации товарных знаков
Все мы по неопытности совершаем ошибки. Не исключение здесь и начинающие бизнесмены, которые делают ставку на заработок и забывают о важных деталях ведения бизнеса. Одна из таких деталей – товарный знак, закрепленный за вашей фирмой. Не стоит недооценивать его роль. Ведь что всегда ассоциируется с брендом? Правильно! Название и логотип. Фактически – это визитная карточка продукта или услуги. Так стоит ли раскручивать свой продукт, не имеющий лица?
Давайте рассмотрим типичные ошибки в отношении товарных знаков.
Делаем ставку на дизайн, а обращение к юристам откладываем на потом
Очень часто руководители фирм сначала заказывают разработку бренда, а потом идут с готовым и на 100% оплаченным логотипом к юристам. А если логотип окажется неохраноспособным? К сожалению, здесь уже ничего не сделать. Можно только снова позвать дизайнера и сделать работу заново. И снова оплатить его услуги. А как избежать двойной оплаты и двойной работы? Очень просто! Когда вы только приступаете к разработке бренда, воспользуйтесь помощью патентного поверенного. Он подскажет, есть ли похожие знаки, что именно следует исправить дизайнерам, какой словесный элемент выбрать из представленных, и какой логотип утвердить в качестве основного.
Сначала зарабатываем деньги, а потом регистрируем товарный знак
Многие бизнесмены выбирают ошибочную стратегию, считая, что сначала следует заработать денег, а уж потом регистрировать свой товарный знак. И тут вдруг выясняется, что такой бренд зарегистрировать невозможно. Либо он окажется просто неохраноспособным, либо, что гораздо хуже, обнаружится похожий бренд у другого правообладателя. Здесь против вас заработает Гражданский кодекс РФ, где четко прописано, что если вы незаконно пользовались похожим товарным знаком, принадлежащим другому лицу, вам придется возместить ему ущерб в размере всей прибыли, которая была получена под этим знаком.
В результате вы потеряете:
i | |
|
Согласитесь, перспектива не очень радужная. А всего-то надо было на этапе разработки бренда привлечь юристов и заранее решить все проблемы, связанные с регистрацией бренда в качестве товарного знака.
Особо хочется отметить, что вообще не стоит раскручивать бренд до его проверки в патентном ведомстве на предмет схожести с другими брендами, которые были зарегистрированы ранее. Так у вас будет меньше проблем и лишних денежных затрат.
Привлекаем к разработке бренда неопытных дизайнеров
Конечно, начинать свой бизнес нелегко. Требуется и стартовый капитал, и надежная команда, и понимание законодательства. Поэтому для разработки логотипа нередко привлекаются друзья и знакомые просто потому, что их услуги стоят недорого. А ведь для разработки действительно уникального и подлежащего защите бренда недостаточно хорошо уметь рисовать, сочинять красивые слоганы и пользоваться десятью графическими редакторами. Дизайнер должен быть подкован в вопросах, касающихся именно работы с брендами, он должен отличать неохраноспособные элементы от охраноспособных. Почему это важно?
Если разработанный бренд окажется неохраноспособным, вы, конечно, сможете им пользоваться и получать прибыль. Но, увы, если кто-то решит воспользоваться вашим незащищенным знаком, вы никак не сможете этому воспрепятствовать.
Пытаемся вложить в товарный знак слишком много смысла
Некоторые бизнесмены отчаянно пытаются зашифровать в своем товарном знаке всю информацию о продукте или услуге. Ведь это так здорово, когда потенциальный покупатель из товарного знака сразу же узнает кем, где, когда и почему был произведен данный продукт! Еще можно добавить сведения о свойствах продукта, его назначении и ценности для людей. Но, во-первых, пока потенциальный клиент дочитает такое «сочинение» до конца, у него пропадет всякое желание покупать ваш продукт. Во-вторых, если марка слишком длинная, ее едва ли можно назвать запоминающейся. В-третьих, попробуйте уместить длинный текст на логотипе. В-четвертых, и это самое главное, прочитайте в Гражданском кодексе статью 1483. Там написано, что нельзя указывать в товарных знаках свойства товара, его качество, количество, ценность, назначение, время, место и способ реализации. Т.е. даже если вы и создадите такой знак, то зарегистрировать его будет невозможно. А вот если вы назовете свой бренд коротко и ясно, то шансы стать успешным в своем деле и зарегистрировать товарный знак многократно возрастают.
Не забывайте, что в товарных знаках не должны присутствовать общепринятые термины и аббревиатуры.
Кроме текстовой составляющей обратите внимание и на графическую. Здесь тоже не следует перегружать логотип информацией о товаре, иначе он превратится в ребус. Знак должен быть простой, яркий и запоминающийся. И он совершенно не обязательно должен указывать на предназначение вашего товара!
Используем хорошо известные и раскрученные бренды
Многие люди считают, что если использовать что-то широко известное в качестве бренда, можно здорово раскрутиться, не затрачивая лишних средств.
Здесь два пути:
i | |
|
Чем хорош такой подход? Действительно, когда человек видит что-то знакомое, у него к такому продукту может возникнуть больше доверия, чем к чему-то новому.
А чем плох такой подход? А плох он тем, что вам придется иметь дело либо с авторами произведений, либо с правообладателями со всеми вытекающими последствиями. Одно из таких последствий – весьма крупные суммы денег, которые придется заплатить за согласие использовать известный бренд.
Как этого избежать? Потратить время и силы, но разработать свой уникальный бренд, который будет легко запоминаться и прослужит вам долгие годы.
Передаем обязанности другим лицам
Да, руководителем компании быть трудно, но не стоит перекладывать свои обязанности на подчиненных в таких важных вопросах, как разработка и утверждение товарного знака. Но почему? Ведь знак уже готов, патентный поверенный его проверил, зачем же руководителю дальнейшее участие в процессе утверждения знака? Не проще ли доверить это своему заместителю или юристу?
Дело в том, что знак можно регистрировать сразу в нескольких категориях товаров и услуг. Сегодня вы начинающий бизнесмен и производите только роликовые коньки. А вдруг завтра вы сможете производить спортивную одежду? А послезавтра – оборудование для спортивных центров? Ваш заместитель может не догадываться о ваших планах и довести до сведения патентного поверенного только минимум информации. Чем это чревато? В будущем, когда вы под своим знаком начнете производить и продавать другие категории товаров, вам придется еще раз обращаться в патентное ведомство. Стоит ли говорить, что это дополнительные деньги и бумажная волокита?
Обращаемся к некомпетентным источникам информации
И последнее. Когда дело касается товарных знаков, не стоит целиком полагаться на интернет или устаревшие издания. В интернете много заведомо ошибочных мнений, принадлежащих диванным «знатокам», а издания могут содержать уже давно не актуальные сведения. Советуем вам обращаться к практикующим юристам, чтобы не возникало досадных коллизий, из-за которых вы понесете убытки и потратите свое драгоценное время, которое вы могли бы использовать для развития бизнеса.