Регистрация товарного знака в любом городе России

Бесплатный онлайн поиск товарных знаков

Графика и товарные знаки: разработка и подготовка

Графика и товарные знаки: разработка и подготовка

Содержание:

Создания товарного знака

Один из ключевых этапов создания товарного знака – это подготовка базовых версий его оформления для отправки на регистрацию. Проработка базовых версий в деталях занимает несколько недель.

После проведения этой работы нужно проверить совместимость выбранных знаков и логотипов с сопровождающими текстами. Метод проверки простой: сделать несколько рекламных буклетов, листовок и т.п. и оценить соответствие задумки общему смыслу. Поскольку такие информационно-графические работы являются черновыми и не требуют детализации и тщательной проработки, проверка займет мало времени.

И даже если все получилось на ура, не стоит думать, что ваша работа завершена. Ведь логотипы и знаки – это только вершина айсберга под названием «фирменный стиль». Основная смысловая нагрузка фирменного стиля – это вовсе не графическое изображение. И при идеальных условиях узнаваемость стиля должна быть возможна даже без самого логотипа. Почему же мы регистрируем именно товарный знак, а не сам стиль? Дело в том, что это проще и занимает меньше времени. Добавим только, что логотип вместе с товарным знаком не должны вступать в диссонанс с содержанием подготовленных информационных материалов.

Какие задачи нам предстоит решить?

Теория товарных знаков

Откуда взялась традиция использовать графику в обозначениях? Традиция древняя, а связана она была с тем, что население земли далеко не всегда (да и сейчас это сохраняется в некоторых регионах) было грамотным, чтобы прочитать надпись (логотип), поэтому люди использовали простые и понятные обозначения для привлечения внимания к своим товарам или услугам. Например, многие натюрморты с изображениями фруктов, овощей, напитков, мяса и рыбы использовались раньше в качестве вывесок лавок и магазинов, чтобы те люди, которые не умеют читать, быстро могли понять, что именно здесь продается.

Знаки удобны еще и тогда, когда человеку нужно быстро считать какую-то информацию, например, воинское звание (количество и размер звездочек на погонах), дорожную обстановку (дорожные знаки) и проч. Но действительно ли они нужны в настоящее время? Оправданы ли затраты на разработку и печать именно знака?

Сегодня большинство людей сможет прочесть надпись не только на своем родном языке, но и на нескольких других. Кто-то даже сможет их перевести и понять. Писать полноценные художественные произведения уже не нужно, чтобы донести до потенциального покупателя сведения о том, что в этой лавке продается мясо и овощи, достаточно будет соответствующей текстовой вывески. Да и считывание текстовой информации зачастую гораздо удобнее, а выглядеть она может не менее интересно, чем картинка.

Поэтому прежде чем приступать к разработке графики, ответьте сами себе, нужен ли вам знак, и какой он должен быть. Здесь имеется в виду, должен ли он быть буквальным (т.е. напрямую сообщать о том, чем занимается компания), или абстрактным (т.е. не иметь прямого информационного посыла – какие-то геометрические формы, примитивы, их сочетания и прочее).

Плюс буквального знака – сразу понятно направление деятельности компании (аэроклуб – изображение самолета, пекарня – изображение батона, юношеский футбольный клуб – изображение мяча и т.д.). Плюс абстрактного знака – в случае хорошей раскрутки компании – наполнение этой абстракции смыслом и содержанием в зависимости от предоставляемых услуг. Например, еще сто лет назад люди не связали бы рисунок искусственного спутника с реальным спутником, компьютера – с реальным компьютером и т.д. просто потому, что таких вещей в реальности не было, зато когда они появились, то и в сознании людей закрепились такие ассоциативные цепочки.

Знак должен вызывать какие-то ассоциации, как, например, капля воды вызывает воспоминания о воде, о том, что ее можно пить, в ней можно купаться, что она бывает холодной, горячей… Либо, если знак совсем абстрактный, он должен быть внятным и доходчивым, чтобы человек мог его запомнить и связать с вашей компанией. Желательно, чтобы его можно было размещать на небольшой площади без потери этой внятности и узнаваемости. А еще будет совсем здорово, если вам удастся создать такой знак, который не потребует дополнительных надписей и расшифровок.

Что первично - текст или графика?

Если мы говорим о подготовке фирменного стиля, то, конечно, в первую очередь необходимо подготовить именно текстовые материалы. Почему? Да потому, что если мы привлекаем к работе дизайнера, ему нужно на что-то опираться, а для этого лучше всего подходят именно текстовые материалы. Что в них входит? Это могут быть и варианты названий компании, и слоганы, и девизы, и домены, и рекламные тексты. Желательно, чтобы имелся некий перечень наиболее предпочтительных вариантов названий, которые скорее всего и пойдут на проверку и регистрацию.

Обратите внимание на то, что на этом этапе уже лучше не менять название компании Либо, если трудно остановиться на чем-то одном, следует выбрать несколько наиболее подходящих вариантов и работать с ними. Особенно это касается тех ситуаций, когда вам нужно зарегистрировать знак в оперативном режиме, поскольку изменение названия повлечет за собой изменение всех наработок и необходимость повторно обращаться к дизайнеру. Это и время, и деньги, и лишний труд.

На этом этапе у дизайнера и заказчика может возникнуть проблема непонимания, тогда оформление может войти в диссонанс с самим объектом оформления или и вовсе уйти в сторону от основной тематики. Поэтому особое внимание следует уделить вопросу доведения до дизайнера основной идеи компании, смысла текстовых материалов и каких-то задумок. Тогда не будет проблем с практическим применением выполненного заказа, а работа над проектом будет завершена в срок.

Чем отличается логотип от знака?

Мы постоянно говорим, что регистрируем товарный знак. А так ли это на самом деле? Давайте разберемся. Слово «знак» ассоциируется у нас с каким-то графическим объектом (например, дорожный знак), но ведь регистрируются зачастую такие товарные знаки, которые и вовсе не имеют никакого графического элемента? Верно. Отсюда видно, что путаница присутствует даже в официальной терминологии.

На самом деле, когда мы говорим о фирменном стиле какой-то компании, мы подразумеваем два объекта: один графический – это знак (картинка), а другой – текстовый – это логотип (надпись). А путаница возникает как раз от непонимания, что это два разных объекта, а не один, который часто (даже в официальных документах) называют логотипом, подразумевая, что в него входит и графический и текстовый элементы.

Правильно было бы назвать все это «графическим комплектом», что позволило бы включить в него не только перечисленные элементы, но также и другие (гербы, эмблемы, пиктограммы и прочее).

Очевидно, что логотип придумать проще, а сделать быстрее, чем внятный и информативный знак. Даже если в логотипе используются какие-то особые авторские шрифты, стилизация, искажение существующих шрифтовых решений, все равно он требует меньше трудозатрат, чем знак, поскольку знак должен быть уникальным. Это очень важное требование, ведь по этому признаку может быть принято решение в регистрации знака или отказе от нее.

И даже если вы создадите уникальный знак, вам придется обратить внимание и на количество используемых цветов, и на сложность используемых графических элементов. Ведь вы собираетесь использовать ваш знак в рекламе? Тогда имейте в виду, что печать такой продукции в большом формате с использованием качественной цветной печати стоит огромных денег. А будет ли отдача от таких вложений денежных средств – вопрос открытый.

Чем хороши знаки?

Интернациональность:

Логотип часто могут прочитать только носители языка. Знак будет понятен всем: человек, говорящий на другом языке, без труда поймет, чем занимается данная компания.

Возможность менять название компании:

Ваша компания популярна на рынке, ваш продукт узнают и покупают, но как быть, если вдруг возникла необходимость поменять название? Например, вам отказали в регистрации товарного знака, вы решили объединить свою компанию с партнерами и т.п. Если в этом случае у вас есть знак, по которому ваш продукт узнают потребители, можно не переживать из-за смены названия – люди будут ориентироваться на знакомый знак. А вот если знака нет, то смена названия может нанести большой урон.

Маркировка качества товара или услуги:

Если компания предоставляет различные услуги или продает разные товары, а также ставит цель довести до сведения покупателя, что ее товар гарантированно является качественным, то наличие знака производителя – отличный способ это сделать.

Каким должен быть знак?

Простой или сложный?

Бытует мнение, что знак нужно создавать простым. И если раньше это можно было объяснить отсутствием мощной технологической цепочки по воспроизведению сложных форм и цветов (оформительская работа попросту делалась вручную или частично на печатных станках, в виде гравюр и проч.), то сейчас такой проблемы нет – воспроизвести можно что угодно! И скорость, и качество, и цветовая палитра – все это позволяет печатать сколь угодно сложные и витиеватые знаки. А если мы говорим о цифровом воспроизведении, то тут полет мысли дизайнера вообще ничем не ограничен – на экране цифрового устройства (компьютер, планшет, смартфон и т.д.) мы можем рассмотреть любую картинку. Более того, мы имеем возможность создать анимированный знак. Другой вопрос, что он может выглядеть навязчиво и вызвать раздражение у человека.

А печать на физических объектах? Она также доступна – вывески, растяжки, указатели, флажки, рекламные баннеры возле дорог и прочее – сейчас множество компаний оказывают услуги по печати такой продукции.

Очевидно, что на данный момент технически можно выполнить любой по сложности знак, однако всегда стоит задумываться, а нужно ли это? Во-первых, это сложнее сделать дизайнеру (сложная идея требует больше времени для реализации). Во-вторых, требования к полиграфии возрастают по мере усложнения и детализации знака, а, соответственно, возрастают и требуемые денежные суммы за получение таких услуг. В-третьих, эффект может оказаться неожиданным – ведь далеко не всегда успех компании зависит от отличного и дорогого дизайна рекламной продукции.

Один закажет эксклюзивную продукцию, напечатанную на дорогой бумаге, в нестандартном формате, с шелкографией и другими приемами, и сможет получить от этого фантастическую отдачу… или не получить ее. А другой закажет в ближайшей дешевой типографии огромную партию печатной продукции на «цифре» за те же деньги и также сможет что-то от этого получить.

Прав и один и другой, вопрос лишь в стратегии и задуманном результате. А дизайнеру в этой жизненной ситуации остается лишь соответствовать требованиям заказчика, чтобы не получилось ситуации, когда отличная идея будет просто уничтожена в результате влияния на нее каких-то внешних факторов (нет денег на дорогую печать, нет нужны в таком сложном дизайне и т.п.).

И если ваш бюджет на дальнейшее использование разработанного знака ограничен, не заставляйте дизайнера генерировать что-то эксклюзивное – вы все равно не сможете использовать его идеи на 100%, а потраченное время и силы пропадут зря. Будьте честны с дизайнером, тогда и он сделает свою работу в соответствии с вашими возможностями на текущем этапе развития бизнеса. Ведь никто не запрещает вам через какое-то время обновить дизайн и имидж компании, когда вы станете на ноги и сумеете выделить на этот немаловажный процесс больше средств – это и показатель вашего успеха и желания следить за модными тенденциями и не отставать от жизни.

Цветной или одноцветный?

Цветной знак - это хорошо, но бывают ситуации, когда его цветное воспроизведение не просто не требуется, но и технологически невозможно (например, когда с помощью знака производится маркировка сувениров, одежды и проч.). Поэтому всегда следует создавать знак в одном цвете – ведь раскрасить его проще, чем из цветного сделать монохромный, если будет стоять такая задача. И обязательно учитывайте то, что ваш знак должен быть узнаваем как в цветном, так и в монохромном исполнении!

Чем хороши логотипы?

Скорость создания логотипа

В отличие от знака логотип создавать проще и гораздо быстрее. Ведь для логотипа нужно выбрать шрифт и набрать этим шрифтом требуемые слова. Такая методика особо актуальна, если вы предполагаете, что ваша компания будет создавать большое количество товарных знаков, тогда как на данный момент с их названиями и функциями определиться сложно. Понятно, что в такой ситуации рисовать знаки «заочно» будет неразумно – ведь они просто могут не подойти к товарным знакам по смыслу.

Возможность создания фирменного шрифта

Если у вашей компании много товаров, услуг и сфер деятельности, без сомнения вам потребуется целая система логотипов. Чтобы сделать стиль узнаваемым и легко регистрировать новые логотипы, закажите разработку уникального шрифта(уникальность шрифта – отличная отправная точка для легкой и быстрой регистрации). Когда работа над его созданием будет закончена, вы сможете и сами без труда создавать новые логотипы. Плюсы: меньше денег на разработку, меньше проблем с регистрацией, гибкость в использовании такой системы обозначения.

Стилизация логотипа

Для чего она нужна? Стилизация позволяет сделать стиль компании узнаваемым. Логотип можно оформить так, что он будет очень ярким и запоминающимся. Отметим только, что кроме логотипа весь фирменный стиль работает на эту идею.

Каким должен быть логотип?

Растровое или векторное исполнение?

Безусловно, такие графические элементы как логотип и знак следует разрабатывать в векторном формате. Почему? Да потому, что они должны без проблем масштабироваться. Нужно напечатать крошечный знак на бирке для одежды? Нет проблем, изображение можно уменьшить. Нужно напечатать огромный постер для выставки? Увеличиваем изображение без потери качества и печатаем. Но здесь нельзя забывать и об оптической коррекции. Не всегда простое увеличение или уменьшение дает хороший результат. Иногда дополнительно нужно делать более насыщенными штрихи для маленьких изображений, иначе они не будут эффектными.

Цветной или одноцветный?

Когда вы создаете знак и логотип, обязательно нужно предусмотреть возможность их воспроизведения в монохромном виде. Для этого следует создать отдельную версию изображения.

Маленький или большой?

Как было сказано в первом пункте, знак и логотип должны масштабироваться без потери качества, соответственно, их размеры будут зависеть исключительно от поставленных задач. Но обязательно следует проверить считываемость элементов в очень маленьком масштабе (не более 0,5 см по самой длинной стороне изображения).

Витиеватый или простой?

Сложность логотипа – ваше желание. Но следует учитывать то, что даже если вы используете большое количество элементов и цветов, логотип должен без труда считываться. А уж если был создан и знак, то они должны гармонировать между собой и не входить в диссонанс.

Нужен ли фирменный шрифт?

Если у вашей компании много продуктов, услуг и сфер деятельности, то вам может понадобиться большое количество логотипов. Чтобы не изобретать каждый раз велосипед, есть смысл нанять дизайнера, создать фирменный шрифт и использовать его в дальнейшем для своей деятельности.

Как обеспечить узнаваемость?

Обеспечить узнаваемость одним лишь исполнением логотипа невозможно, для этого нужно, чтобы клиенты чаще обращались к вашим услугам или товарам. Но повлиять на узнаваемость стиля можно, добавив в него что-то интересное, необычное.

Шаги подготовки графических решений для регистрации знака

Изучение информационных материалов

Перед началом работ по созданию эскизов оформления дизайнер вместе с арт-директором должны изучить сферу деятельности компании по текстовым материалам (по материалам других компаний близкого профиля, по рекламным текстам, по перечням товаров или услуг, по слоганам, девизам, доменам).

Разработка оформления для выбранных названий

На этом этапе нужно для каждого варианта названия разработать по паре концепций оформления, включив в них знаки и логотипы в эскизном исполнении. Это поможет понять, нужен ли знак вообще или достаточно только логотипа.

Удобный способ показать заказчику полученные результаты – сделать презентации по каждому варианту оформления. При этом дизайнерам не следует делать ставку на какой-то один вариант (который им самим больше всего понравился), а лучше сделать несколько простых, но объективных презентаций по разным концепциям – и охват больше, и заказчику есть из чего выбрать, и не будет перевеса в сторону какой-то одной концепции, которая может и вовсе не понравиться заказчику несмотря на старания дизайнеров и вопреки их ожиданиям.

Тщательная проработка концепций

После того как заказчик оценил промежуточные результаты, и вместе с ним были выбраны и утверждены наиболее интересные концепции, дизайнеры приступают к детальной проработке оформления. Здесь важно проработать ситуации, в которых чаще всего будет воспроизводиться графическое оформление, чтобы понять, нужны ли какие-то доработки. Когда эта работа будет закончена (займет она около двух-трех недель), дизайнерам следует показать заказчику варианты оформления уже на реальных объектах – баннер, визитка, рекламный буклет, этикетка и прочее.

Проверка возможности зарегистрировать знак

По выбранным класса МКТУ товарный знак проверяется на пригодность к регистрации (эта работа займет около одной-трех недель). По результатам проверки будет ясно, что некоторые концепции не проходят по названию, какие-то уже имеют зарегистрированные аналоги. Ничего страшного в этом нет – работу можно доделать, либо использовать резервный вариант (при его наличии).

Отправка документов на регистрацию

Если возможность регистрации знака подтверждена, пакет документов как можно быстрее следует отправить на регистрацию. Этот этап работы для дизайнеров завершается и начинается новый – по разработке информационных материалов.

Товарные знаки и торговые марки: