Регистрация товарного знака в любом городе России

Бесплатный онлайн поиск товарных знаков

Каким товарным знакам Роспатент точно откажет?

Каким товарным знакам Роспатент точно откажет?

Содержание:

Всем известно, что нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака такой знак, который будет слишком похож на другие зарегистрированные знаки, что может вызвать путаницу у потребителей. Например, «Кока-Колу» вы уже не зарегистрируете, сами понимаете, почему. Но есть ряд других ограничений на регистрацию. О них пойдет речь в этой статье.

Что бесполезно пытаться регистрировать в качестве товарного знака?

Перечислим те виды товарных знаков, которые эксперты Роспатента отклонят с вероятностью 100% на этапе экспертизы по существу, когда знак проходит детальную проверку по множеству параметров, включая сравнение с уже зарегистрированными знаками (или заявками на регистрацию), анализ на соответствие знака законодательству РФ и отсутствию в знаке недопустимых элементов и негативно-деструктивного посыла.

Базируются все эти ограничения на статье 1483 Гражданского кодекса РФ «Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака».

Знаки из общепринятых слов, символов, словосочетаний

С чем у вас ассоциируются следующие изображения?

Примеры общепринятых символов
Примеры общепринятых символов

Первое - общепринятое изображение, ассоциирующееся с химической промышленностью, второе - фармацевтика, аптеки, третье - ремонтные мастерские, ремонтные работы. Такие знаки Роспатент отклонит. То есть если вы попытаетесь зарегистрировать змею с чашей по тем классам МКТУ, которые связаны с фармацевтической промышленностью, знак экспертизу не пройдёт. Но если вы назовёте рок-группу «Змея и чаша», то такое название вполне можно будет зарегистрировать.

Общеупотребимые названия товаров и услуг

Если товарный знак состоит только из таких элементов, с большой долей вероятности он будет отклонён. Почему? Да потому что нельзя регистрировать «Сливочное мороженое» и «Нефильтрованное пиво», так как на рынке много производителей делают такое мороженое и пиво. А регистрация такого знака приведёт к запрету на использование этого словосочетания другими производителями. Фактически такая мера направлена на борьбу с монополией на рынке. Ещё пример: нельзя зарегистрировать «Парикмахерскую», «Прачечную» или «Стоматологию», ведь эти услуги оказывает большое число компаний.

Такие слова, словосочетания (ну, или изображения этих товаров и услуг) можно включать в знак в качестве неохраняемых элементов. Примеры знаков и использованием неохраняемых элементов приведены на рисунке (нефильтрованное пиво, семейная стоматология, сливочное мороженое):

А вот забавный товарный знак от компании Юнилевер АйПи Холдингс Б.В., где применена игра слов, поэтому он был успешно зарегистрирован Роспатентом!

Главное, чтобы такой знак обладал различительной способностью, то есть в нём всё равно должно быть что-то уникальное, необычное и выделяющее его среди других. О неохраняемых элементах подробнее можно почитать здесь.

Знаки с ложными сведениями

Если заявитель подаёт на регистрацию знак, который содержит ложные сведения о свойствах товара, о месте его производства, о способе производства и так далее, то такая заявка будет отклонена. Например, производитель решил, что будет здорово написать на банке сгущёнки, производимой в Иркутской области, что это «продукт из Беларуси». Все же знают, какая вкусная там сгущёнка! И тут бабах, его знак, включающий этот элемент, Роспатент отклоняет! Почему? Да потому что продукт не произведён там, где указал производитель. И такой товарный знак может ввести потребителя в заблуждение, а это уже нарушение закона. Ну, или, например, самозанятая швея регистрирует товарный знак, где написано «платья из натуральных тканей», а на самом деле они все из синтетики. Даже если такой знак пройдёт экспертизу и получит свидетельство, недовольные потребители могут лишить его защиты через суд, ведь их обманули! И такие случаи бывали, когда Роспатент отзывал свои решения по некоторым знакам.

Географические названия

С географией, как мы уже указали выше, не стоит шутить. И если вы что-то производите, лучше честно указывать, откуда этот товар. Если уж мёд алтайский, то должен производиться именно там, а не на Камчатке. Если вы продаёте обувь из Турции, то так и пишите, а не пытайтесь обмануть потребителя «лучшей итальянской обувью». Ведь, как справедливо заметил один детский писатель: «Тайное всегда становится явным».

А вот пример правильного мёда, как раз алтайского, производители которого зарегистрировали словосочетание «АЛТАЙСКИЙ МЁД» в качестве наименования места происхождения товара:

У производителя есть и товарный знак:

Государственные символы разных стран

Не пытайтесь регистрировать наш триколор в качестве товарного знака. Не стоит регистрировать герб Петербурга или Москвы. Денежные знаки тоже лучше обходить стороной, как ордена, медали и прочие официальные штуки. Да и вообще будьте осторожны, включая какие-то государственные элементы в товарный знак. Крайне редко это допустимо, если вам непременно нужно указать страну, в которой произведен какой-то товар или оказывается услуга. Такой элемент получит статус неохраняемого, а знак пройдет регистрацию, но для этого нужно получить официально задокументированное разрешение в государственных органах власти. В нашей стране этим занимается Геральдический совет при Президенте РФ.

А почему же не стоит использовать такие элементы в знаке? Да потому, что если на ваш товарный знак нанесён тот же флаг РФ, то потребители будут думать, что имеют дело с официальной государственной структурой, а это может абсолютно не соответствовать действительности.

Но если вы хотите попробовать зарегистрировать такой знак, то лучше обращайтесь к юристам, иначе рискуете просто потерять время и деньги, подавая заведомо безнадёжную заявку.

Пример знака с мотивом российского триколора:

Свидетельство №-393962
Свидетельство №-393962.

А вот примеры знаков государственных организаций, которые совершенно официально используют в своём составе символику РФ:

Свидетельство №-619499
Свидетельство №-619499.
Свидетельство №-718487
Свидетельство №-718487.

Объекты культурного наследия

В Федеральном законе N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" перечислены следующие объекты:

Причем, они должны «возникать в результате исторических событий, представлять собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являться свидетельством эпох и цивилизаций, а также быть подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры».

И все эти объекты ни один человек не вправе регистрировать в качестве товарного знака без особого разрешения от собственников или их официальных представителей.

Почему? Ну, представьте, Василий Пупкин взял картину Айвазовского «Девятый вал» и зарегистрировал её как товарный знак по всем классам МКТУ. И теперь все права на воспроизведение этой картины, рекламу, на продажу любых товаров и оказание любых услуг под этим произведением находятся у Васи Пупкина. Здесь явно что-то не так :) Поэтому Роспатент в нашей стране (а в зарубежных странах это другие органы охраны исключительных прав) защищает права собственников объектов культурного наследия и не позволяет регистрировать аналогичные или схожие до степени смешения товарные знаки.

Названия произведений, персонажей, цитаты, если у вас нет на них авторских прав

Этот пункт перекликается с предыдущим. Нельзя взять чужое произведение и использовать его часть в качестве своего товарного знака. Например, Роспатент не пропустит знак «Escape from Tarkov», потому что это популярная игра, у которой, кстати, тоже уже есть товарный знак:

Ещё пример. Вы не найдёте в реестре товарных знаков «Люблю грозу в начале мая» или «Бориса Годунова». Но иногда встречаются знаки, вызывающие очень сильное дежавю.

Маловероятно, что эксперты Роспатента не знали эту песню и пропустили знак случайно. Дело в том, что он зарегистрирован по 29 и 30 классам МКТУ. И эксперты, видимо, сочли допустимым продавать под этим знаком пищевую продукцию. Но вот если бы там были классы, касающиеся музыкальных произведений, организации музыкальных мероприятий и т.п., то такой знак получил бы отказ.

Имена и псевдонимы известных людей (теперь уже и никнеймы)

Тут, наверное, даже и объяснять ничего не надо. Всем понятно, что брать чужие имена и регистрировать их как товарные знаки – это нарушение прав людей. И если раньше нельзя было регистрировать только имена («Жанна Агузарова», «Юрий Гагарин», «Виктор Цой», «Лев Ландау» и так далее), то в эпоху развития интернета и появления никнеймов под запрет попадают и они. Например, нельзя зарегистрировать знак с именами известных стримеров, блогеров, летсплейщиков и других персон, работающих во всемирной паутине: «Куплинов», «Marmok», «MAZA4KST», «LVNDMARK», «shina4» и так далее.

Аморальные, противозаконные названия и изображения

Тут всё достаточно просто и сложно одновременно, поскольку для кого-то бутылка вина с именем святого - это нормально, а для другого - оскорбление его чувств. Для кого-то обнаженная женщина - нормально, для кого-то нет. Кто-то находит товарный знак со словом «смерть» забавным и креативным, а кто-то может увидеть в этом призыв к самоубийству и так далее. Но можно смело утверждать, что Роспатент не пропустит знаки, которые:

Интересно отметить, что решения (относится ли данный знак к оскорбительным, политическим или непристойным) выносит какой-то конкретный эксперт из Роспатента. И его решение вполне может быть субъективным. Получается, что один и тот же знак может получить или не получить защиту просто из-за влияния «человеческого фактора».

Вывод из всего сказанного достаточно прост - если вы не хотите отказов Роспатента при подаче заявки, обходите все подобные ситуации стороной. Не создавайте провокативные знаки, не используйте чужую интеллектуальную собственность, государственные символы, популярные слова и изображения, не вводите потребителей в заблуждение, не обманывайте и не манипулируйте. Тогда ваш знак получит защиту, а вы сможете спокойно под ним работать. Если же у вас есть какие-то вопросы или сомнения, обращайтесь к нам за юридической помощью!

Товарные знаки и торговые марки: