Маркетплейсы и нарушение прав на товарные знаки

Содержание:
- Что такое маркетплейс?
- Нарушение права правообладателей товарных знаков.
- Кто несёт ответственность за нарушение прав?
- Что делать, если на маркетплейсе нарушили ваши права на товарный знак?
- Недобросовестная конкуренция на маркетплейсе.
- Заявление на недобросовестного конкурента.
- Как избежать нарушения ваших прав на маркетплейсах?
Что такое маркетплейс?
Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет, Ozon, Wildberries – это всё маркетплейсы (от англ. marketplace - рыночная площадь), т.е. интернет-магазины электронной торговли. Они предоставляют информацию о продуктах третьих лиц (при этом юридически сами продавцами не являются), т.е. по сути такие площадки являются посредниками и дают продавцам возможность продавать свои товары, а покупателям – не выходя из дома выбирать товары абсолютно любых категорий. При этом у покупателя есть возможность найти один и тот же товар у разных продавцов по разным ценам и выбрать наиболее выгодное для себя предложение.
Нарушение права правообладателей товарных знаков
Рассмотрим обычную ситуацию. Пользователь заходит на маркетплейс и ищет там, к примеру, подгузники для своего ребёнка. Находит 20 продавцов, реализующих свою продукцию по разным ценам от 1000 до 3000 рублей за пачку. И вдруг видит чрезвычайно выгодное предложение – пачку можно купить за 500 рублей! Пользователь заказывает товар, но получает совсем не то, что хотел. Упаковка та же, но подгузники некачественные – такое ощущение, что их произвели в ближайшем гаражном кооперативе в антисанитарных условиях и силами людей, не имеющих представления о том, как вообще такой товар производится. Что это? А это пример недобросовестной конкуренции. Какой-то ушлый «предприниматель» украл чужой товарный знак и произвёл под ним свой товар, сумел пропихнуть на маркетплейс и получить прибыль. Соответственно, делается это исключительно с целью получить прибыть. Ведь раскручивать свой товарный знак – дело непростое, а вот воспользоваться чужой славой легко. Отсюда и возникают контрафактные товары, споры, жалобы и суды.
Кто несёт ответственность за нарушение прав?
Маркетплейсы нередко ругают именно за то, что на них практически нет возможности нормально защитить свои интеллектуальные права. Ведь они являются просто посредниками между продавцами и покупателями, соответственно, стараются снять с себя всякую ответственность за нарушение чьих-то прав и переложить её на продавцов, мол, сами ищите правонарушителей и разбирайтесь с ними. Поэтому если возникают проблемы, нужно разбираться и с маркетплейсом, и с самим продавцом, использующим ваш товарный знак незаконно.
Внимание! Если маркетплейс проигнорирует вашу жалобу на недобросовестного конкурента, в суде он тоже будет нести ответственность за то, что вовремя не среагировал на ваши просьбы заблокировать аккаунт, и будет привлечён к материальной ответственности. В качестве доказательства нужно будет предоставить вашу переписку со службой поддержки.
Что делать, если на маркетплейсе нарушили ваши права на товарный знак?
Если вы столкнулись с такой неприятной ситуацией, когда кто-то использует ваш товарный знак, печатает его на продукции, размещает на изображениях или в заголовках/описании товара, то вам надо сделать два действия:
Обратиться в поддержку самого маркетплейса, чтобы продавца заблокировали.
Обратиться в суд, чтобы остановить противоправные действия продавца и получить от него денежную компенсацию за незаконное использование вашего товарного знака.
Итак, рассмотрим подробнее, что именно вам надо сделать...
Недобросовестная конкуренция на маркетплейсе
На всех маркетплейсах есть возможность пожаловаться на недобросовестных конкурентов. И если ваши права всё же нарушили, первым делом обязательно обратитесь в поддержку.
Приведём несколько примеров.
Маркетплейс: OZON
Если вы размещаете свою продукцию на Озоне и столкнулись с нарушениями, ищете раздел службы поддержки и пишете туда жалобу. Маркетплейс обязан заблокировать продавца.

Маркетплейс: Wildberries
У Вайлдберриз достаточно хорошо проработана форма для жалобы на любителей использовать чужие товарные знаки. Видимо, это уже довольно частая ситуация, за которой необходимо следить самим правообладателям.

На этой же странице приведён перечень документов, которые необходимо предоставить, чтобы служба поддержки убедилась в том, что ваши права нарушены, и заблокировала аккаунт конкурента.

Маркетплейс: Яндекс.Маркет
На Яндексе тоже разработана специальная форма для тех, чьи права нарушены. Отправили жалобу, дождались ответа, получили результат – заблокированного продавца, который нелегально использовал вашу интеллектуальную собственность.

Заявление на недобросовестного конкурента
Вы можете самостоятельно собрать пакет документов:
- Исковое заявление в Арбитражный суд с указанием причины вашего иска, данными конкурента и требованиями к нему.
- Доказательство факта правонарушения (скриншоты, фотографии, переписки с маркетплейса, примеры контрафактной продукции с вашим товарным знаком).
- Доказательство факта ваших прав на знак (заявка на регистрацию или свидетельство на товарный знак плюс копия).
- Личные документы истца (паспорт).
- Квитанция об уплате госпошлины.
- Расчёт убытков от действий недобросовестного конкурента.
Однако, конечно, лучше сделать это с помощью юристов, которые уже набили руку в подобных делах, ведь их с каждым годом становится всё больше. К тому же подсчитать убытки самостоятельно довольно сложно, поэтому лучше действительно обратиться к разбирающимся людям.
Затем вы подаёте заявление в суд и ждёте заседания. Если вы всё сделаете верно, то суд, скорее всего, признает вину ответчика, приостановит его деятельность и назначит компенсацию.
Внимание! Если маркетплейс проигнорировал ваши просьбы удалить аккаунт нарушителя ваших интеллектуальных прав, вы можете требовать через суд компенсации и от маркетплейса, поскольку он в такой ситуации тоже будет признан виновным.
Как избежать нарушения ваших прав на маркетплейсах?
К сожалению, нынешнее законодательство позволяет лишь пресечь деятельность правонарушителей в случае, если вы (правообладатель) заметили их незаконную деятельность. Сделать это можно, обратившись в поддержку на самом маркетплейсе. Предотвратить такие нарушения пока что нельзя, т.к. в интернете чисто физически невозможно за всем уследить. Однако если ваши права всё же нарушили, вы имеете право требовать штраф за несанкционированное использование вашего товарного знака через суд. И именно суд уже решит, кто будет выплачивать вам штраф – только недобросовестный конкурент или же маркетплейс, который допустил продажу продукции под чужим товарным знаком, вовремя не заблокировав продавца по вашей просьбе.
Вывод прост – вам как продавцу придётся самому следить за деятельностью других компаний и «отлавливать» случаи, когда ваш знак кто-то незаконно использует. И, конечно, для заявления прав на товарный знак вам необходимо его зарегистрировать, иначе ни о какой компенсации и речи быть не может.