Регистрация товарного знака в любом городе России

Бесплатный онлайн поиск товарных знаков

Цвет товарного знака

Внимание на цвет товарного знака

Содержание:

Цветные товарные знаки

Понятие товарного знака закреплено в Гражданском кодексе РФ в статье 1477 – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Чтобы получить правовую охрану обозначения, правообладателю необходимо его зарегистрировать, направив заявку в Роспатент.

Статья 1482 Гражданского кодекса РФ предоставляет правообладателю широкое пространство для творчества, позволяя регистрировать товарный знак в любом цвете или цветовом сочетании. Свобода действий порождает у правообладателей вопрос, в каком исполнении регистрировать товарный знак - цветном или черно-белом? Возможно ли сэкономить, подав только одну заявку, например, в черно-белом варианте, обеспечив правовую охрану товарному знаку во всех цветах, которые планируется использовать?

Специалисты дают простой ответ: обозначения нужно регистрировать в таком же варианте, в каком предполагается дальнейшее использование. Фактически нужно подавать столько заявок на регистрацию, сколько цветовых сочетаний предполагается для товарного знака. Если этого не сделать, то могут возникнуть достаточно неприятные правовые ситуации, которые в дальнейшем могут нанести урон бизнесу.

О чём следует помнить при регистрации знака?

Во-первых, следует помнить про статью 1486 Гражданского кодекса РФ, в которой раскрываются последствия неиспользования товарного знака. Если товарный знак не используется непрерывно в течение трех лет, то заинтересованные лица могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о прекращении правовой охраны товарного знака. Если товарный знак был зарегистрирован, например, в черно-белом варианте, то существует риск, кто-то использует цветной вариант и докажет, что это не одно и то же с черно-белым. Фактически, небольшая экономия средств в прошлом может быть нивелирована действиями недобросовестных конкурентов, которые вряд ли откажутся от такого «подарка».

Во-вторых, цвет имеет значение еще и с точки зрения борьбы с недобросовестной конкуренцией. Гражданский кодекс РФ определяет, что регистрации не подлежат обозначения, сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц или общеизвестными товарными знаками (статья 1483), а также прямо запрещает использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения (статья 1484). Роспатент, проводя анализ представленного на регистрацию обозначения, руководствуется специальными правилами, в которых подробно описано, что и как оценивать. Например, словесные обозначения оцениваются Роспатентом ещё и по визуальным признакам, коими являются и цвет, и цветовое сочетание. Поэтому стоит внимательно подходить к вопросам регистрации, и учитывать то, какое влияние оказывают цвет или сочетание на восприятие товарного знака.

Зачем регистрировать цветные товарные знаки?

Правила Роспатента содержат ряд требований относительно цветов, которые использует заявитель. Например, изображение должно предоставляться в том же самом цвете или сочетании, в котором предполагается его государственная регистрация, а описание цветов в заявке должно соответствовать тому, что изображено в качестве обозначения. Указание цвета не нужно только в одном случае: если заявляется черно-белое изображение.

Бытует мнение, что черно-белое обозначение охраняется «больше», чем цветное, и что регистрировать цветной товарный знак имеет смысл только тогда, когда сам по себе цвет положен в основу обозначения и не будет меняться в дальнейшем. Такое мнение порождено неоднозначной практикой, сложившейся в Роспатенте и неоднозначным подходом экспертов к оценке представленных изображений. И это при наличии четких правил!

Как бы ни было, специалисты настаивают на том, что правовая охрана зарегистрированному в черно-белом варианте товарному знаку и будет предоставлена только черно-белому обозначению. Если же правообладатель черно-белого товарного знака в дальнейшем будет использовать цветные версии, он ничего не нарушит, но должен помнить, что никакой правовой охраны для них не существует.

В копилку аргументов «за» регистрацию товарного знака в цвете (если он предполагается) можно добавить следующий. Современному человеку хорошо известно, какое влияние на восприятие оказывает цвет. В сознании потребителя цвет прочно связан с конкретным товаром или услугой. Например, красная этикетка на известнейшем газированном напитке или зеленый цвет бортов у авиакомпании. Все эти цветовые сочетания являются чуть ли не лицом компаний, соответственно и оказывают влияние на их рыночное положение, являясь конкурентным преимуществом. Поэтому если цвет играет существенную роль в том, как представляет себя правообладатель на рынке, то просто необходимо озаботиться регистрацией соответствующего цветового сочетания.

Рекомендации к регистрации товарного знака

Учитывая все сказанное, специалисты рекомендуют регистрировать товарный знак таким, каким он и будет в дальнейшем. Если предполагается несколько вариантов товарного знака в разных цветах, то разумно регистрировать каждый вариант отдельно. Это недешевый путь, но, как известно, скупой платит дважды. Утратить свои исключительные права из-за конкурентов да еще и самостоятельно помочь им в этом может оказаться гораздо дороже.

Товарные знаки и торговые марки: