Регистрация товарного знака, похожего на знак иностранной компании?
стоимость услуги регистрации знака «под ключ». от 23 100 руб
размер государственных пошлин. Как работает? Регистрация вашего товарного знака или торговой марки.
Можно ли регистрировать товарный знак?
Такой вопрос нередко возникает у владельцев компании. Вроде, ничего плохого. У нас свой рынок, а у европейцев, американцев, азиатов - свой. Знаки могут быть похожи, ничего страшного. Или нет? На самом деле, регистрировать товарные знаки, похожие на знаки иностранных компаний, нельзя нигде. Даже сейчас, когда санкции, списки недружественных стран и прочее. Разберём на примере.
Отказ Роспатента в регистрации товарного знака
Роспатент отказал индивидуальному предпринимателю в регистрации товарного знака по причине того, что товарный знак, который он хотел зарегистрировать, похож до степени смешения на другой товарный знак. Как написано в нашем законе, степень смешения товарных знаков — это такой уровень схожести товарных знаков, при котором они ассоциируются друг с другом и, тем самым, могут ввести потребителей в заблуждение. И вот чтобы потребитель не путался, Роспатент стоит на страже и не позволяет регистрировать товарный знак, если он похож на уже существующий.
В нашем случае предприниматель пытался протащить через Роспатент товарный знак «Cats adventure» («Кошачье приключение», если по-русски), который ни много ни мало напомнил сотрудникам ведомства о больших желтых бульдозерах иностранной компании Caterpillar (CAT). Убедившись в том, что предприниматель пытается «освоить» чужие идеи, Роспатент принял решение отказать в регистрации такого товарного знака.
Предприниматель обращается в суд по интеллектуальным правам с требованием зарегистрировать знак
Разумеется, предприниматель не собирался соглашаться с таким положением дел и отправился защищать свои права в суд. Он написал заявление, в котором выразил свое несогласие с отказом: мол, никакого сходства нет, степень смешения отсутствует, нужно решение Роспатента отменить и зарегистрировать товарный знак. В конце концов, у них бульдозеры, а у нас коты - о каком смешении вообще можно говорить? В суде заявление приняли, дело возбудили, номер присвоили.
Заявитель обратил внимание суда на то, что правообладателем товарного знака «CAT» является американская компания Caterpillar Inc (Delaware Corporation), а США для нас теперь – недружественная страна. Поэтому защита их товарных знаков противоречит национальным интересам России.
В российских судах уже было одно нашумевшее дело, которое так и зовется в профессиональных кругах: «Дело Свинки Пеппы». Владелец товарного знака «Свинка Пеппа» - британская компания - судился с предпринимателем, который права на этот товарный знак нарушил. Глядя на перечень недружественных стран, суд владельцу «Свинки Пеппы» отказал, мол, вы нам санкции, и тут же в суд обращаетесь. Так дела не делаются. Владелец товарного знака «Cats adventure» вдохновился таким подходом. Но он почему-то не узнал, что решение суда по «Свинке Пеппе» отменили, поскольку политика политикой, а товарные знаки - сами по себе, тем более что про них Правительство ничего не говорило.
Каким было решение суда?
Дело рассмотрели, и суд по интеллектуальным правам посчитал, что вывод Роспатента о сходстве до степени смешения «Cats adventure» и «CAT» правильный. Отметили, что степень сходства высокая, вероятность смешения обозначений большая, покупатель запутается и будет думать, что покупает американское, а на самом деле ему продают отечественное. Или наоборот.
Суд не согласился и с тем, что правовая защита товарного знака, на который имеет права американская компания, и отказ Роспатента в регистрации заявленного обозначения нарушают национальные интересы РФ. Суд по интеллектуальным правам так и написал, что включение США в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, не отменяет того, что товарные знаки похожи, тем более что «CAT» зарегистрирован в России совершенно легально и как положено.
Как избежать рисков?
Избежать рисков отказа в регистрации товарного знака и последующих судебных тяжб помогут простые правила.
Во-первых, как понятно из решений судов, на теме «недружественности» не получится зарегистрировать товарный знак, который очень напоминает что-то известное и всем знакомое. Во-вторых, если не лукавить, то еще на этапе создания товарного знака следует ознакомиться с тем, что существует на рынке в той сфере, в которой вы планируете вести деятельность, чтобы случайно не придумать то, что уже придумано до вас.
В-третьих, на этапе, когда вы используете свой товарный знак, нужно проявлять бдительность и время от времени посматривать за своими конкурентами - вдруг они давно и успешно «косят» под вас, вводя в заблуждение ваших клиентов?
Если же вам не удалось избежать споров относительно вашего товарного знака, то совет только один - обращайтесь к профессионалам.
Патентные поверенные оказывают услуги по регистрации товарных знаков и на самом первом этапе - до подачи документов в Роспатент - проведут экспертизу и выдадут заключение, в котором будет написано, подлежит ли регистрации ваш товарный знак, и если нет - то по каким причинам и основаниям. Также такие организации, как правило, оказывают услуги по судебной защите ваших интересов.