Регистрация товарного знака в любом городе России

Бесплатный онлайн поиск товарных знаков

Товарные знаки вводящие в заблуждение

Товарные знаки вводящие в заблуждение

Содержание:

Товарные знаки вводящие в заблуждение покупателей

Ввести в заблуждение и вызвать неверные ассоциации – значит сообщить через товарный знак своему потенциальному покупателю заведомо ложную информацию о продукте и его производителе. Делается это либо по незнанию, либо из желания получить быструю выгоду и кому-то что-то «впарить».

Какие товарные знаки нельзя регистрировать?

Статья 1483 Гражданского кодекса РФ не допускает регистрировать в качестве товарных знаков такие обозначения, которые сами по себе представляют или содержат элементы, являющиеся ложными, способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если таковым является хотя бы один из его элементов.

При этом суды обращают внимание на то, что оценка обозначения на соответствие проводится исходя из того, как это обозначение воспринимают российские потребители товаров и услуг, даже если обозначение «написано» иностранным языком.

Поэтому если Роспатент выявит ваше желание через товарный знак обмануть потенциального покупателя, он такой знак не зарегистрирует. Ниже перечислены основные возможные нарушения, которых следует избегать при регистрации товарного знака.

Как именно можно ввести в заблуждение покупателя?

«Закос» под определенного производителя

Некоторые недобросовестные бизнесмены пытаются «закосить» под какую-то известную компанию. Это даёт очевидную выгоду: покупатель узнал раскрученный бренд, доверился ему, купил товар или заказал услугу, а на деле получил совсем не то, чего ожидал. А вот продавец продал свою продукцию фактически под чужим товарным знаком и получил деньги.

Вид или качество товара

Иногда в Роспатенте пытаются зарегистрировать знаки, относящиеся к одной категории товаров или услуг, а на деле не имеющие ничего общего с продаваемым товаром или услугой. Иными словами, если вы продаете жидкое мыло, а на упаковке пишете «Детское питание», то такой знак не будет зарегистрирован.

Регион происхождения товара

Попытка протащить в Роспатент знак, который указывает на географическое происхождение товара, а в реальности никак с этим местом не связан, также будет отклонена. Почему? Да потому, что нельзя писать «Свежие круассаны прямо из Парижа», а печь их в Томске. Но зато можно смело регистрировать фантазийные знаки. Например, мороженое «Северный полюс» никого в заблуждение не введёт. Все понимают, что на северном полюсе едва ли производят мороженое.

Законодательство о товарных знаках

Приведём несколько примеров, когда суду приходилось разбирать спорные ситуации со знаками, вводящими потребителя в заблуждение.

Например, в Новосибирске салон красоты установил вывеску «4 руки», не зная о том, что конкуренты раньше них зарегистрировали обозначение «4 hands». Несмотря на то, что «4 руки» были переводом, суд вывеску обязал снять, использовать название запретил и назначил компенсацию в 600 тысяч рублей.

Еще более хрестоматийный пример – набившие оскомину «1000 мелочей». Предприниматель из Абакана повесил на свой магазин вывеску «1000 мелочей», однако вскоре нашлись правообладатели, которые раньше такой товарный знак зарегистрировали. Предприниматель спорить не стал, вывеску снял добровольно, но это не помогло. Суд признал его действия незаконными и назначил компенсацию – опять же 600 тысяч рублей.

Любопытный момент: если элементы обозначения можно признать ложными, но неправдоподобными, то не имеет смысла признавать обозначение ложным или способным ввести в заблуждение. И наоборот, если ложные и воспринимаются как правдоподобные, они могут быть признаны ложными или способными ввести в заблуждение.

Например, Роспатент признает обозначение «Чудо пицца» ложным указанием на вид товара в отношении товаров, которые не совсем как бы и пицца: блины, блюда с лапшой – обычный ассортимент подобных кафе. Но Суд по интеллектуальным правам исходил из того, что слово «пицца» не способно вызвать в сознании покупателя правдоподобные ассоциации в отношении других блюд, которые не являются пиццей. Блины не могут восприниматься покупателем в качестве пиццы, тем более, что слово распространенное и нет сомнений, что оно понятно практически каждому покупателю.

А вот в другом деле Суд по интеллектуальным правам отметил, что для товара «вино» обозначение «Огненная вода» - ложное, хотя и правдоподобное.

Целый пласт дел посвящен такому явлению, как сходство до степени смешения. Безусловно, что вероятность смешения – фактор оценочный. При рассмотрении дел суды учитывают, где используется товарный знак, как долго используется, и узнают ли его потребители. Причем необязательно, чтобы одно обозначение точь-в-точь повторяло другое. Достаточно того, чтобы у покупателя возникли ассоциации, несмотря на некоторые различия. Есть риск, что покупатель перепутает компании – это сходство до степени смешения. Примеры: пиво «Невское» и «Amro Невское», клиники «Доктор Арбитайло» и «Доктор А».

Интересно дело Суда по интеллектуальным правам относительно обозначения «Легород». Суд счел, что способность знака ввести в заблуждение потребителя доказана, а качестве доказательства сослался на отчет ВЦИОМ. Отчет содержал сведения об ассоциациях потребителей между спорным обозначением «Легород» и общеизвестным в России товарным знаком "LEGO".

Существуют и забавные (для стороннего наблюдателя, разумеется, а не для проигравшей стороны) дела. Мемы прочно вошли в нашу жизнь, а желающих использовать вирусные картинки в качестве генераторов прибыли хоть отбавляй. Если у мема есть правообладатель, то использовать просто так мем нельзя. На эту удочку попался «Мегафон», разместив на своем сайте изображение «Ждуна», у которого правооблатель, оказывается, уже был. Персонаж обошелся «Мегафону» в 8,6 миллионов рублей! И не только «Мегафон» пострадал от использования мема – в реестре судов дел по «Ждуну» более 500.

Нужно понимать, что защита права на товарный знак – головная боль и забота самого правообладателя. Нет никакой «патентной полиции», которая бы превентивно отслеживала появление ложных или сходных до степени смешения товарных знаков. Если конкуренты пошли на нарушение, то правообладателю самому придется «запускать систему». Конечно, лучше это делать при помощи профессионалов!

Товарные знаки и торговые марки: