Регистрация товарного знака в любом городе России

Бесплатный онлайн поиск товарных знаков

Географические названия и товарные знаки

География в товарных знаках

Содержание:

Регистрация товарного знака и географический объект

Бурное развитие внутреннего российского туризма и продвижение отечественной продукции, происходящие с подачи государства, подтолкнули предпринимателей к созданию местных, то есть региональных брендов, которые так или иначе отражают специфику региона и выделяют произведённые в нём товары из числа других. Безусловно, само по себе наименование региона говорит о многом, и зачастую местными «изюминками» являются различные природные объекты, например, озера, горы или острова. Всем известно озеро Байкал и расположенный в его акватории остров Ольхон. Привлекая потребителей, предприниматели используют географические названия местных достопримечательностей.

Закон и регистрации знаков с географическими объектами

Но предпринимателей много, а достопримечательностей на всех не хватит, поэтому государство в лице Роспатента пристально следит за соблюдением законодательства в сфере регистрации товарных знаков, в наименовании которых используются географические названия, дабы рядовой потребитель не был введен в заблуждение.

Среди товарных знаков, которые содержат в себе географические названия, можно выделить два вида: товарные знаки, где географическое название – это только элемент товарного знака (бренд «Татарский мёд»), и товарные знаки, которые сами по себе состоят из географического названия (бренд «Банк «Санкт-Петербург»).

Закон гласит (смотрим статью 1483 Гражданского кодекса РФ), что не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта. Но, разумеется, из правила есть исключение: географическое наименование включать в товарный знак можно, если оно не будет занимать доминирующего положения в обозначении. И это справедливо. Ведь если Роспатент зарегистрирует географическое наименование как товарный знак, то это наименование уже нельзя будет использовать в других обозначениях.

Что такое НМТП?

Если все же географическое название является доминирующим элементом, то на этот случай в статье 1516 Гражданского кодекса РФ предусмотрено такое понятие, как «наименование места происхождения товара» (НМТП).

Наименование места происхождения товара
Это обозначение, состоящее из или включающее географическое название (или его производные), ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Иными словами, товар, маркированный НМПТ, должен быть неразрывно связан с географическим объектом и демонстрировать уникальные качества, присущие данной местности или объекту. Причем обозначение должно быть общеизвестным.

Чтобы зарегистрировать наименование места происхождения товара, заявителю (помимо общего порядка регистрации товарного знака) требуется описать (по сути - доказать) особые свойства товара, указав место происхождения, природные условия, людские факторы – то есть всё то, что позволит говорить об уникальности товара. Кроме того, заявителю нужно пройти экспертизу в местных органах власти, которая покажет, соответствует ли обозначение требованиям закона и обоснованно ли указано место происхождения продукции.

Примером регистрации НМТП может служить бренд «Вода природная питьевая «Байкал» глубинная». В 2020 году Роспатент регистрирует указанный бренд, чем вызывает недовольство аж депутатов Государственной думы – дескать, теперь наименование «Байкал» принадлежит одному владельцу! Забегая вперед, скажем, что на самом деле НМТП не является товарным знаком, а полученное производителем свидетельство не дает ему эксклюзивного права на пользование обозначением «Байкал». Однако, чтобы зарегистрировать НМТП с таким наименованием, производителю пришлось проделать кропотливую работу, чтобы доказать, что производимая вода - это именно вода из озера Байкал, которая добывается с глубины более 400 метров.

Поскольку эксклюзивного права на использование обозначения «Байкал» у упомянутого производителя нет, то таким НМПТ могут пользоваться и другие производители. Роспатент регистрировал товарные знаки с упоминанием слова «Байкал» в разных сочетаниях, но, согласно закону, товарный знак «Байкал» зарегистрирован быть не может. Хотя здесь есть исключение, касающееся известного еще со времен Советского Союза напитка. Действительно в России с 2019 года зарегистрирован товарный знак «Байкал», но, во-первых, он относится только к тому самому напитку, а во-вторых – является общеизвестным.

Средства индивидуализации

Бесспорно, что средства индивидуализации, которые содержат в себе наименования географических объектов, обладают рядом достоинств: привлекают внимание потенциального покупателя, формируют положительное представление о регионе или местности, указывают на уникальность продукции. Но есть и обратная сторона медали – недобросовестный производитель, использующий в маркировке своей продукции НМТП, может вводить потребителя в заблуждение, а в отдельных случаях даже создавать негативный образ региона. Поэтому если вы решили в своём товарном знаке использовать географическое название, лучше проконсультируйтесь со специалистами, чтобы избежать неприятных ситуаций и юридических проблем при регистрации знака.

Товарные знаки и торговые марки: