Телефон: 8-800-5556615 и 8-812-3184012 WhatsApp
Время: с 10:00 до 18:00
Зарегистрировать товарный знак
Консультация Онлайн поиск знаков Экспресс проверка Регистрация знаков Страхование Контакты

География в товарных знаках

« »

Зачем регистрировать товарный знак с указанием на географический объект?

Бурное развитие внутреннего российского туризма и продвижение отечественной продукции, происходящие с подачи государства, подтолкнули предпринимателей к созданию местных, то есть региональных брендов, которые так или иначе отражают специфику региона и выделяют произведённые в нём товары из числа других. Безусловно, само по себе наименование региона говорит о многом, и зачастую местными «изюминками» являются различные природные объекты, например, озера, горы или острова. Всем известно озеро Байкал и расположенный в его акватории остров Ольхон. Привлекая потребителей, предприниматели используют географические названия местных достопримечательностей.

Законодательная база для регистрации знаков с географическими объектами

Но предпринимателей много, а достопримечательностей на всех не хватит, поэтому государство в лице Роспатента пристально следит за соблюдением законодательства в сфере регистрации товарных знаков, в наименовании которых используются географические названия, дабы рядовой потребитель не был введен в заблуждение.

Среди товарных знаков, которые содержат в себе географические названия, можно выделить два вида: товарные знаки, где географическое название – это только элемент товарного знака (бренд «Татарский мёд»), и товарные знаки, которые сами по себе состоят из географического названия (бренд «Банк «Санкт-Петербург»).

Закон гласит (смотрим статью 1483 Гражданского кодекса РФ), что не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта. Но, разумеется, из правила есть исключение: географическое наименование включать в товарный знак можно, если оно не будет занимать доминирующего положения в обозначении. И это справедливо. Ведь если Роспатент зарегистрирует географическое наименование как товарный знак, то это наименование уже нельзя будет использовать в других обозначениях.

Что такое НМТП?

Если все же географическое название является доминирующим элементом, то на этот случай в статье 1516 Гражданского кодекса РФ предусмотрено такое понятие, как «наименование места происхождения товара» (НМТП). НМТП – это обозначение, состоящее из или включающее географическое название (или его производные), ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Иными словами, товар, маркированный НМПТ, должен быть неразрывно связан с географическим объектом и демонстрировать уникальные качества, присущие данной местности или объекту. Причем обозначение должно быть общеизвестным.

Чтобы зарегистрировать наименование места происхождения товара, заявителю (помимо общего порядка регистрации товарного знака) требуется описать (по сути - доказать) особые свойства товара, указав место происхождения, природные условия, людские факторы – то есть всё то, что позволит говорить об уникальности товара. Кроме того, заявителю нужно пройти экспертизу в местных органах власти, которая покажет, соответствует ли обозначение требованиям закона и обоснованно ли указано место происхождения продукции.

Примером регистрации НМТП может служить бренд «Вода природная питьевая «Байкал» глубинная». В 2020 году Роспатент регистрирует указанный бренд, чем вызывает недовольство аж депутатов Государственной думы – дескать, теперь наименование «Байкал» принадлежит одному владельцу! Забегая вперед, скажем, что на самом деле НМТП не является товарным знаком, а полученное производителем свидетельство не дает ему эксклюзивного права на пользование обозначением «Байкал». Однако, чтобы зарегистрировать НМТП с таким наименованием, производителю пришлось проделать кропотливую работу, чтобы доказать, что производимая вода - это именно вода из озера Байкал, которая добывается с глубины более 400 метров.

Поскольку эксклюзивного права на использование обозначения «Байкал» у упомянутого производителя нет, то таким НМПТ могут пользоваться и другие производители. Роспатент регистрировал товарные знаки с упоминанием слова «Байкал» в разных сочетаниях, но, согласно закону, товарный знак «Байкал» зарегистрирован быть не может. Хотя здесь есть исключение, касающееся известного еще со времен Советского Союза напитка. Действительно в России с 2019 года зарегистрирован товарный знак «Байкал», но, во-первых, он относится только к тому самому напитку, а во-вторых – является общеизвестным.

Выводы

Бесспорно, что средства индивидуализации, которые содержат в себе наименования географических объектов, обладают рядом достоинств: привлекают внимание потенциального покупателя, формируют положительное представление о регионе или местности, указывают на уникальность продукции. Но есть и обратная сторона медали – недобросовестный производитель, использующий в маркировке своей продукции НМТП, может вводить потребителя в заблуждение, а в отдельных случаях даже создавать негативный образ региона. Поэтому если вы решили в своём товарном знаке использовать географическое название, лучше проконсультируйтесь со специалистами, чтобы избежать неприятных ситуаций и юридических проблем при регистрации знака.

Дополнительные статьи и рекомендации:
  • Проблемы с регистрацией знаков для пищевых добавок и лекарств
    Всем известно, что лекарственные препараты могут продаваться только в специализированных учреждениях – аптеках. Но существует еще целый класс продукции, которая, как заявляется, оказывает оздоравливающий эффект, при этом лекарством такая продукция не является. Соответствующий контроль и испытания, как лекарства, не проходит.
  • Защита прав потребителей при покупке иностранных товаров
    Параллельный импорт, контрафакт, ложные товарные знаки и, как следствие, введение потребителя в заблуждение – вот та самая ложка дёгтя в бочке с мёдом. И действительно многие недобросовестные производители рады нажиться на доверии людей.
  • Когда популярность лишает прав на товарный знак
    Существует отдельная группа обозначений, которые к настоящему времени утратили охраноспособность. Случилось такое с обозначениями товаров, которые стали настолько популярными, что товарные знаки превратились в общеупотребительные термины.

Бесплатный поиск по базе зарегистрированных
товарных знаков и торговых марок

Расширенный поиск товарных знаков  |  Поиск заявок на товарные знаки

Не нашли ответа на свой вопрос?
Задайте его нашим специалистам прямо с сайта
или позвоните по телефону 8-800-5556615

Позвонить 8-800-5556615 Задать вопрос в WhatsUp
Информация
Статьи
Все
Патентные тролли по товарным знакам в России
В русскоязычном секторе интернета довольно много публикаций о патентных троллях, промышляющих на западе, но довольно мало информации об отечественных троллях.
30.03.2023
Инструкция по регистрации товарных знаков
После прочтения предыдущей статьи у вас должны были появиться идеи как разработать собственную торговую марку и теперь пришла пора стать ее законным правообладателем.
10.02.2020
Этапы регистрации товарного знака. Сроки и стоимость
Описание этапов регистрации товарного знака, стоимость и сроки.
06.01.2020
Регистрация товарного знака без проблем
Эта статья будет посвящена нюансам взаимодействия с посредниками (юридическими конторами) при регистрации товарного знака.
11.01.2020
Есть вопросы?
Если вы не нашли ответ на ваш вопрос или вам необходима консультация, то свяжитесь с нами по телефону:
8-800-5556615
(звонки по всей России бесплатно)
В рабочие дни с 10:00 до 18:00
по московскому времени
Мы ответим на все ваши вопросы и поможем принять правильное решение.
Статьи
Все
Регламент регистрации товарного знака в РОСПАТЕНТ в 2015 году
Первый этап заключается в проведении Исполнителем патентного поиска, а именно проведения проверки регистрируемого знака на соответствие требованиям законодательства согласно статье 1483 ГКРФ.
24.07.2020
Обозначения в сети Интернет
Регламентирование правовых норм по отношению к обозначениям в сети Интернет - задача Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
27.09.2020
Маркетплейсы и нарушение прав на товарные знаки: Кто виноват и что делать?
Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет, Ozon, Wildberries – это всё маркетплейсы (от англ. marketplace - рыночная площадь), т.е. интернет-магазины электронной торговли.
14.01.2023
Защита товарного знака при внесении изменений
Предположим, мы зарегистрировали товарный знак. А при его использовании решили внести изменения.
22.10.2020
Патент: понятие, правовая защита, особенности
Мы часто слышим слово «патент», но не всегда хорошо понимаем, что это такое и для чего он нужен.
27.10.2020
Тел: 8-800-5556615 и 8-812-3184012 WhatsApp
в рабочие дни с 10:00 до 18:00 по московскому времени.
© 2012-2023 Znakoved, Все права защищены.
Зарегистрировать товарный знак самостоятельно Зарегистрировать товарный знак «под ключ» Помощь в регистрации товарного знака
Берегите себя – пользуйтесь электронным сервисом Znakoved для подачи заявок. Круглосуточно, удобно, не выходя из дома.
РОСПАТЕНТ и Znakoved работают в обычном режиме, наш телефон 8-800-555-66-15 для звонков и 8-812-3184012 для WhatApp. Почта info@znakoved.ru и форма для проверки знака по ссылке.

Мы гарантированно сможем обеспечить:
  • Бесплатно Новинка Добавили в отчет товарные знаки по всему Европейскому союзу и за его пределами (ссылка, полный список стран).
  • Регистрация товарного знака (включая самый полный патентный поиск) 20600р
  • Бесплатно Неограниченный поиск по знакам и заявкам.
  • Бесплатно Ответы на все запросы «Роспатент».
  • Бесплатно Предварительный лицензионный договор, договор коммерческой концессии.