Географические названия и товарные знаки

Содержание:
Регистрация товарного знака и географический объект
Бурное развитие внутреннего российского туризма и продвижение отечественной продукции, происходящие с подачи государства, подтолкнули предпринимателей к созданию местных, то есть региональных брендов, которые так или иначе отражают специфику региона и выделяют произведённые в нём товары из числа других. Безусловно, само по себе наименование региона говорит о многом, и зачастую местными «изюминками» являются различные природные объекты, например, озера, горы или острова. Всем известно озеро Байкал и расположенный в его акватории остров Ольхон. Привлекая потребителей, предприниматели используют географические названия местных достопримечательностей.
Закон и регистрации знаков с географическими объектами
Но предпринимателей много, а достопримечательностей на всех не хватит, поэтому государство в лице Роспатента пристально следит за соблюдением законодательства в сфере регистрации товарных знаков, в наименовании которых используются географические названия, дабы рядовой потребитель не был введен в заблуждение.
Среди товарных знаков, которые содержат в себе географические названия, можно выделить два вида: товарные знаки, где географическое название – это только элемент товарного знака (бренд «Татарский мёд»), и товарные знаки, которые сами по себе состоят из географического названия (бренд «Банк «Санкт-Петербург»).
Закон гласит (смотрим статью 1483 Гражданского кодекса РФ), что не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта. Но, разумеется, из правила есть исключение: географическое наименование включать в товарный знак можно, если оно не будет занимать доминирующего положения в обозначении. И это справедливо. Ведь если Роспатент зарегистрирует географическое наименование как товарный знак, то это наименование уже нельзя будет использовать в других обозначениях.
Что такое НМТП?
Если все же географическое название является доминирующим элементом, то на этот случай в статье 1516 Гражданского кодекса РФ предусмотрено такое понятие, как «наименование места происхождения товара» (НМТП).
- Наименование места происхождения товара
- Это обозначение, состоящее из или включающее географическое название (или его производные), ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
Иными словами, товар, маркированный НМПТ, должен быть неразрывно связан с географическим объектом и демонстрировать уникальные качества, присущие данной местности или объекту. Причем обозначение должно быть общеизвестным.
Чтобы зарегистрировать наименование места происхождения товара, заявителю (помимо общего порядка регистрации товарного знака) требуется описать (по сути - доказать) особые свойства товара, указав место происхождения, природные условия, людские факторы – то есть всё то, что позволит говорить об уникальности товара. Кроме того, заявителю нужно пройти экспертизу в местных органах власти, которая покажет, соответствует ли обозначение требованиям закона и обоснованно ли указано место происхождения продукции.
Примером регистрации НМТП может служить бренд «Вода природная питьевая «Байкал» глубинная». В 2020 году Роспатент регистрирует указанный бренд, чем вызывает недовольство аж депутатов Государственной думы – дескать, теперь наименование «Байкал» принадлежит одному владельцу! Забегая вперед, скажем, что на самом деле НМТП не является товарным знаком, а полученное производителем свидетельство не дает ему эксклюзивного права на пользование обозначением «Байкал». Однако, чтобы зарегистрировать НМТП с таким наименованием, производителю пришлось проделать кропотливую работу, чтобы доказать, что производимая вода - это именно вода из озера Байкал, которая добывается с глубины более 400 метров.
Поскольку эксклюзивного права на использование обозначения «Байкал» у упомянутого производителя нет, то таким НМПТ могут пользоваться и другие производители. Роспатент регистрировал товарные знаки с упоминанием слова «Байкал» в разных сочетаниях, но, согласно закону, товарный знак «Байкал» зарегистрирован быть не может. Хотя здесь есть исключение, касающееся известного еще со времен Советского Союза напитка. Действительно в России с 2019 года зарегистрирован товарный знак «Байкал», но, во-первых, он относится только к тому самому напитку, а во-вторых – является общеизвестным.
Средства индивидуализации
Бесспорно, что средства индивидуализации, которые содержат в себе наименования географических объектов, обладают рядом достоинств: привлекают внимание потенциального покупателя, формируют положительное представление о регионе или местности, указывают на уникальность продукции. Но есть и обратная сторона медали – недобросовестный производитель, использующий в маркировке своей продукции НМТП, может вводить потребителя в заблуждение, а в отдельных случаях даже создавать негативный образ региона. Поэтому если вы решили в своём товарном знаке использовать географическое название, лучше проконсультируйтесь со специалистами, чтобы избежать неприятных ситуаций и юридических проблем при регистрации знака.