Телефон: 8-800-5556615 и 8-812-3184012 WhatsApp
Время: с 09:00 до 18:00
Зарегистрировать товарный знак
Консультация Онлайн поиск Экспресс проверка Регистрация Гарантии Контакты

Когда возникает момент охраны товарного знака?

« »

Когда же ваш товарный знак становится вашим?

Вы придумали товарный знак, а может быть вы заказали его разработку у специалистов - не суть. Вот он у вас есть, вы готовы размещать его на упаковках своих товаров, обозначать свои услуги. Но конкуренты не дремлют! И могут случиться неприятные, а то и катастрофические истории, когда кто-то «срисует» ваш прекрасный товарный знак, быстро зарегистрирует и прилично заработает на этом, оставив вас наедине с только что созданным бизнесом.

Как защитить себя? Когда, с какого момента ваш товарный знак начинает охранять закон? Вот ответы на эти вопросы.

Два подхода к определению момента защиты знака

В мире существуют две противоположные друг другу позиции касательно определения момента, с которого возникает правовая охрана товарного знака. Они называются «first to use» (первый, кто использует) и «first to file» (первый, кто подаёт заявку).

В России распространен так называемый «континентальный» подход «first to file». Согласно этой позиции, правовая охрана товарного знака начинается с момента его регистрации, а отсчет её действия начинается с даты подачи заявки на регистрацию товарного знака. Согласно статье 1494 ГК РФ приоритет товарного знака определяется по дате подачи заявки на товарный знак. Т.е. даже если получилась ситуация, в которой две компании подали заявки на регистрацию схожих знаков, то приоритет будет отдан той компании, которая подала заявку раньше.

А вот в правовых системах так называемого «общего права», наоборот, превалирует подход «first to use», по которому право на товарный знак возникает сразу после начала использования обозначения. Если, конечно, оно отвечает условиям охраноспособности. Например, в Канаде или США товарные знаки начинают охраняться одновременно с началом фактического их использования при продаже товаров или при оказании услуг. То есть, когда работает подход «first to use», охрану знака «включает» не подача заявки, а его применение. Вы выдали клиенту ваши фирменные стаканчики с кофе - изображение на них уже охраняется законом. А уж зарегистрировать можно и потом - главное начать дело.

Но несмотря на то, что в Гражданском кодексе РФ вроде бы однозначно закреплен подход «first to file», специалисты отмечают, что подход «first to use» так или иначе себя проявляет в правовых нормах и, что самое важное, в правоприменительной практике.

Например, как указано в части 2 статьи 1512 Гражданского кодекса РФ, предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным, если действия правообладателя, связанные с предоставлением правовой охраны товарному знаку или сходному с ним до степени смешения другому товарному знаку, признаны злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией. Иными словами, вы можете обращаться за защитой своих прав в суд, мотивируя свои требования тем, что ваши конкуренты копируют ваш товарный знак и, соответственно, недобросовестно с вами конкурируют.

Судебная практика

Судебная практика также позволяет найти условия, существование которых может повлечь ограничение возможностей правообладателей. Например, одним из условий может быть массовое применение в бизнесе какого-то обозначения, на которое впоследствии один из участников рынка пытается приобрести исключительное право. Такое положение дел означает только одно: правообладатель пытается воспользоваться узнаваемостью обозначения, а сразу после регистрации товарного знака начинает преследовать своих конкурентов в судах якобы за то, что они используют чужой товарный знак. Запрет на то, чтобы известное или ранее кем-то внедренное в рынок обозначение приносило выгоду преимущество кому-то одному, можно считать реализацией на практике подхода «first to use».

Итак, пример того, что решали суды. Телекомпания «Останкино» обратилась в арбитражный суд с иском к журналу «Человек и Закон» с целью запретить использовать обозначение «Человек и Закон», сходное до степени смешения с товарными знаками со словесным обозначением «Человек и закон» в фирменном наименовании общества, правообладателем которых является «Останкино». Также «Останкино» просило запретить издавать и распространять журнал с использованием указанного обозначения. Дело прошло два круга по судебным инстанциям, пока, наконец, не дошло до Высшего Арбитражного суда РФ. Здесь телекомпания потерпела фиаско. Высший Арбитражный суд РФ установил, что издание «Человек и закон» в виде журнала появилось на свет еще в семидесятых годах. И, несмотря на то, что «Останкино» зарегистрировало обозначение в 1990 году, суд посчитал, что действия истца можно считать злоупотреблением правом, поскольку деятельность издательства осуществлялась задолго до того, как «Останкино подало заявку.

Хозяину на заметку

Для подтверждения факта того, что именно вы придумали товарный знак первым, специалисты советуют воспользоваться нехитрым, но очень надежным способом. Вам достаточно распечатать изображение вашего товарного знака, подписать, положить в конверт и отправить ценным письмом... самому себе. Получив конверт, важно его НЕ вскрывать. Остается его просто-напросто хранить. А если возникнет судебный спор, нужно будет принести на судебное заседание запечатанный конверт. Сразу станет ясно, кто был первый. Вас охраняет почтовый штемпель - он свидетельствует о дате отправки письма. Разумеется, содержимое конверта не могло оказаться там позже.

Обращайтесь к профессионалам!

Дополнительные статьи и рекомендации:
  • География в товарных знаках
    Бурное развитие внутреннего российского туризма и продвижение отечественной продукции, происходящие с подачи государства, подтолкнули предпринимателей к созданию местных, то есть региональных брендов, которые так или иначе отражают специфику региона и выделяют произведённые в нём товары из числа других.
  • Имена в качестве товарных знаков
    Всем известно, что имя человека является средством его идентификации, и никто не вправе это имя использовать в своих целях. Например, брать кредит на чужое имя, подписываться им в документах, использовать чужое имя для обозначения своих произведений или изобретений и так далее.
  • Проблемы с регистрацией знаков для пищевых добавок и лекарств
    Всем известно, что лекарственные препараты могут продаваться только в специализированных учреждениях – аптеках. Но существует еще целый класс продукции, которая, как заявляется, оказывает оздоравливающий эффект, при этом лекарством такая продукция не является. Соответствующий контроль и испытания, как лекарства, не проходит.

Бесплатный поиск по базе зарегистрированных
товарных знаков и торговых марок

Расширенный поиск товарных знаков  |  Поиск заявок на товарные знаки

Не нашли ответа на свой вопрос?
Задайте его нашим специалистам прямо с сайта
или позвоните по телефону 8-800-5556615

Позвонить 8-800-5556615 Задать вопрос в WhatsUp
Информация
Статьи
Все
Инструкция по регистрации товарных знаков
После прочтения предыдущей статьи у вас должны были появиться идеи как разработать собственную торговую марку и теперь пришла пора стать ее законным правообладателем.
10.02.2020
Этапы регистрации товарного знака. Сроки и стоимость
Описание этапов регистрации товарного знака, стоимость и сроки.
06.01.2020
Регистрация товарного знака без проблем
Эта статья будет посвящена нюансам взаимодействия с посредниками (юридическими конторами) при регистрации товарного знака.
11.01.2020
Есть вопросы?
Если вы не нашли ответ на ваш вопрос или вам необходима консультация, то свяжитесь с нами по телефону:
8-800-5556615
(звонки по всей России бесплатно)
В рабочие дни с 09:00 до 18:00
по московскому времени
Мы ответим на все ваши вопросы и поможем принять правильное решение.
Тел: 8-800-5556615 и 8-812-3184012 WhatsApp
в рабочие дни с 09:00 до 18:00 по московскому времени.
© 2012-2022 Znakoved, Все права защищены.
Зарегистрировать товарный знак самостоятельно Зарегистрировать товарный знак «под ключ» Помощь в регистрации товарного знака
Берегите себя – пользуйтесь электронным сервисом Znakoved для подачи заявок. Круглосуточно, удобно, не выходя из дома.
РОСПАТЕНТ и Znakoved работают в обычном режиме, наш телефон 8-800-555-66-15 для звонков и 8-812-3184012 для WhatApp. Почта info@znakoved.ru и форма для проверки знака по ссылке.

Мы гарантированно сможем обеспечить:
  • Бесплатно Новинка Добавили в отчет товарные знаки по всему Европейскому союзу и за его пределами (ссылка, полный список стран).
  • Регистрация товарного знака (включая самый полный патентный поиск) 20600р
  • Бесплатно Неограниченный поиск по знакам и заявкам.
  • Бесплатно Ответы на все запросы «Роспатент».
  • Бесплатно Предварительный лицензионный договор, договор коммерческой концессии.