Имена в качестве товарных знаков

Содержание:
Регистрация имени в качестве товарного знака?
Всем известно, что имя человека является средством его идентификации, и никто не вправе это имя использовать в своих целях. Например, брать кредит на чужое имя, подписываться им в документах, использовать чужое имя для обозначения своих произведений или изобретений и так далее. Так зачем кому-то регистрировать своё имя в качестве товарного знака, если законодательство РФ (а именно, статья 19 Гражданского кодекса) и без того гарантирует его защиту? Оказывается, не всё так просто. Конечно, закон защищает право человека на использование своего имени. Но защита имени в качестве товарного знака даёт ряд неоспоримых преимуществ, если оно используется в коммерческих целях.
А в наше время, когда знаменитости (музыканты, актёры, художники, литераторы, спортсмены, фотографы, блогеры и так далее) активно используют свои имена и псевдонимы для продажи товаров и услуг, регистрация имени как знака просто необходима, чтобы противостоять недобросовестной конкуренции.
Например, какой-то блогер продаёт мерч под своим именем. Если найдется недобросовестный конкурент, желающий нажиться и продать идентичные товары под этим чужим именем, то его запросто можно будет привлечь к ответственности и возмещению материального ущерба по всей строгости. Для этого и надо регистрировать своё имя в качестве товарного знака. Конечно, процедура эта не бесплатная и требующая определённых временных затрат, однако всё это окупится с лихвой, если кто-то попытается вставить вам палки в колёса. Рассмотрим подробнее все плюсы такого решения.
Преимущества регистрации имени в качестве товарного знака
- Более широкая правовая защита имени, чем при использовании его без регистрации товарного знака.
- Весь спектр требований по возмещению материального ущерба в случае незаконного использования вашего товарного знака недобросовестными конкурентами (от штрафов до тюремных сроков).
- Простые требования для доказательства того, что имя принадлежит вам – достаточно документа, подтверждающего личность.
- Возможность передачи прав на товарный знак с вашим именем другим лицам для увеличения заработка со знака.
- Наличие товарного знака – еще один плюс к вашему имиджу серьёзного и делового человека.
Требования к имени в качестве товарного знака
- Пока не вступил в силу закон о регистрации товарных знаков самозанятыми и физ-лицами (ожидается в июне 2023 года), своё имя в качестве знака могут регистрировать только юридические лица, т.е. индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью.
- При регистрации заявки вам нужно будет предоставить в Роспатент документы для подтверждения факта, что регистрируемое имя принадлежит именно вам (например, паспорт).
- Если же вы хотите зарегистрировать чужое имя в качестве товарного знака, то от этого лица вам потребуется взять письменное согласие на эту процедуру.
Примеры регистрации имён и псевдонимов в качестве товарного знака
Приведём несколько примеров зарегистрированных в нашей стране заявок с именами известных людей, осуществляющих коммерческую деятельность.
Шихман Ирина Юрьевна (журналистка, телеведущая, видеоблогер)

У неё простой знак без изображений. Заявлено несколько классов по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ): 3, 14, 16, 25, 32, 33, 35, 41. Здесь можно встретить рекламу, парфюмерию, ювелирные изделия, печатную продукцию, одежду, напитки, организацию досуга. Так что если кто-то попытается продать, например, женский парфюм с названием «Ирина Шихман», то ему придётся ответить перед судом.
Шурочкина Нюша Владимировна (певица, актриса)

Певица зарегистрировала сразу три знака со своим именем и графическим изображением по многим классам МКТУ. Поэтому если кто-то попытается продавать, к примеру, одежду под этим знаком, то он рискует быть привлечённым к ответственности.
Нурмагомедов Хабиб Абдулманапович (Чемпион UFC в легком весе)

Известный на весь мир дагестанский боец и чемпион UFC зарегистрировал товарный знак со своим именем по двенадцати классам МКТУ: 5, 9, 16, 18, 25, 26, 28, 32, 35, 38, 41, 43. Поэтому если кто-то захочет продать белковые батончики или футболки под именем бойца, то рискует получить… повестку в суд.
Лепсверидзе Григорий Викторович (певец, музыкант, продюсер, Григорий Лепс)

Музыкант использует имя в качестве товарного знака для баров-караоке и предлагает на своем сайте франшизу для подобных баров в любых городах нашей страны. Разумный ход, чтобы не использовали имя незаконно, а покупали франшизу и делали бизнес на законных основаниях.
Сукачев Игорь Иванович (певец, музыкант, Гарик Сукачев)

Подал заявку на регистрацию знака под одним классом МКТУ – 25. Имени на товарном знаке нет, зарегистрировано лишь изображение музыканта с гитарой. Под этим знаком музыкант продает одежду, сумки, браслеты, нижнее белье и так далее.
Выводы
Как мы видим, многие знаменитости не ограничиваются своей основной деятельностью, а продают товары под своим именем, открывают бары, рестораны, организовывают развлекательную деятельность. Это, безусловно, повышает доходы и еще больше работает на имидж. Главное, делать это официально, регистрируя знаки и защищая свои права во избежание недобросовестной конкуренции.