Регистрация товарного знака в любом городе России

Бесплатный онлайн поиск товарных знаков

Регистрацией знаков для пищевых добавок и лекарств

Регистрацией знаков для пищевых добавок и лекарств

Содержание:

Что такое биологически активные пищевые добавки и в чём их отличие от лекарств?

Всем известно, что лекарственные препараты могут продаваться только в специализированных учреждениях – аптеках. Но существует еще целый класс продукции, которая, как заявляется, оказывает оздоравливающий эффект, при этом лекарством такая продукция не является. Соответствующий контроль и испытания, как лекарства, не проходит. Речь идет о биологически активных добавках (БАДах). БАДы, в отличие от лекарств, может продавать кто угодно и где угодно, в том числе и на маркетплейсах, ведь законодательство не требует получать лицензию на торговлю такой продукцией. В то же время рядовой потребитель зачастую не понимает разницы между лекарственными средствами и БАДами и приобретает то, что предлагает фармацевт в аптеке. Упаковка, название, внутри порошки или таблетки – никаких подозрений не вызывает! Потребитель может приобрести лекарство, а может и «кота в мешке», то есть быть введенным в заблуждение, как это называется в законодательстве.

Чем это опасно для потребителя?

Когда человек идёт в аптеку, он доверяет подсказкам фармацевта или сам выбирает для себя «лекарство», порой даже не задумываясь, что может приобрести пустышку, которая никакого особого действия не окажет. Получается, потребитель просто теряет драгоценное время, которое мог потратить на лечение заболевания. Ну и, конечно, он теряет еще и деньги. БАДы нередко стоят в разы дороже реальных лекарств!

Что не так с регистрацией БАДов?

А пробелами в законодательстве и неспособностью потребителя разобраться в продукции не преминули воспользоваться некоторые производители БАДов. И стоит ли сомневаться, что были поддержаны продавцами – уж им-то надо делать прибыль. Дело в том, что производители БАДов стали регистрировать средства индивидуализации своей продукции – товарные знаки, которые очень похожи на те, что ранее были зарегистрированы применительно к лекарственным препаратам. Закон называет это так: сходные до степени смешения.

Напомним, что статья 1483 Гражданского кодекса РФ прямо указывает, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемых в РФ в отношении однородных товаров. Иными словами, похожие товарные знаки применительно к однородным товарам регистрировать запрещено. Но можно ли считать лекарства и БАДы однородными товарами? Давайте разберемся. Производители БАДов в своей деятельности руководствуются Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а производители лекарственных средств – Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств». Если заглянуть в Международную классификацию товаров и услуг для регистрации знаков, то можно увидеть, что оба вида продукции относятся к пятому классу. Но и это не свидетельствует об их однородности. В этом классе есть и шампуни, и лосьоны – явно не пищевые добавки.

Примеры схожих товарных знаков среди лекарств и БАДов

В 2019 году Роспотребнадзор проводил исследование рынка БАДов и выявил, что около 900 наименований БАДов похожи до степени смешения на названия лекарств!

Например, производитель известного в России препарата «Полисорб» регулярно сталкивается с появлением в аптечных сетях препаратов «Новосорб», «Альфасорб» и им подобных, которые на деле оказываются БАДами – об этом пишет пресса. Тем не менее Роспатент не счёл, что эти наименования сходны до степени смешения, и зарегистрировал в качестве товарных знаков и «Новосорб» (№699633) и «Альфасорб» (№697827), а жалобы АО «Полисорб» оставил без внимания.

Фактически Роспатент, призванный быть на страже интересов потребителя, развязал руки и производителям БАДов, и аптечным сетям, позволив вводить рядового покупателя в заблуждение.

Критерии оценки похожести товарных знаков

Тем не менее Суд по интеллектуальным правам, ссылаясь на Методические рекомендации того же Роспатента (утверждены приказом от 31.12.2009 г. №198) в своем решении по делу № СИП-98/2017 указал, что при установлении однородности товаров должны приниматься во внимание следующие обстоятельства:

Однородность признается по факту, если товары (услуги) по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения – подчеркнул суд. К слову, в деле «бодались» две «Коровки»: одна из Кореновки (мороженое), другая обычная (конфеты). Владелец первого бренда хотел досрочно прекратить правовую охрану второго, но не сумел доказать, что «Коровка» обычная затрагивает интересы той, что из Кореновки. Действительно, а вы можете спутать мороженое с конфетами?

БАДы и лекарства

Возвращаемся к БАДам и лекарствам. Учитывая позицию Суда по интеллектуальным правам и рекомендации Роспатента, можно сделать вывод о том, что эти виды товаров однородны, а, следовательно, регистрации сходных товарных знаков быть не должно. Ведь место продажи БАДов и лекарств – это, как правило, аптечные сети, а эффект, который ожидает потребитель от их приема, - это лечение заболевания. Значит, возможно введение потребителя в заблуждение. Однако, как мы видим на практике, не всё безоблачно. Недобросовестные компании пытаются регистрировать товарные знаки для своих БАДов, сходные с «раскрученными» лекарствами, и, это им, к сожалению, удается. Поэтому если вы обычный покупатель, стоит сначала перепроверить, что вам предлагают в аптеке. Тем более, если вы пришли за лекарством, а не специально за БАДом. Если же вы продаете БАДы, то стоит проверять свой ассортимент, чтобы и репутация не пострадала, и судов вдруг не случилось. А если вы их производите, то совет как всегда один: обращайтесь к специалистам!

Товарные знаки и торговые марки: