Регистрация товарного знака в любом городе России

Бесплатный онлайн поиск товарных знаков

Использование чужого товарного знака

Использование чужого товарного знака на сайте

Содержание:

Товарный знак и интернет

Развитие цифровых технологий привело к смене способов купли-продажи различных товаров и услуг. С появлением широкополосного и мобильного интернета потребитель с головой «ушел» в интернет, приобретая и на крупнейших площадках-агрегаторах, и в небольших частных интернет-магазинах буквально всё: от бытовой химии до авиабилетов.

Но зачастую в интернете даже не на торговых площадках, а на каких-то развлекательных, информационных сайтах, в блогах, постах в социальных сетях можно встретить упоминание товаров и услуг.

В связи с этим вопросы «Можно ли упоминать товарный знак на своем сайте и не будет ли это нарушением? Нужно ли тем, кто хочет упомянуть в своем контенте чужой товарный знак, спрашивать разрешения правообладателя?» являются не просто актуальными, а животрепещущими. Ведь кому хочется «попадать» на круглую сумму?

Всем, кто хоть раз интересовался темой товарных знаков, известно, что использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без согласия правообладателя не допускается. Если использовать товарный знак правообладатель не разрешал, то такое использование может быть признано нарушением, а нарушение это повлечет ответственность.

Размещение товарного знака в интернете

Статья 1484 Гражданского кодекса РФ гласит, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг путем размещения товарного знака на этикетках, упаковках товаров, при выполнении работ, оказании услуг, на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе, в сети интернет, в том числе в доменном имени.

Совершенно очевидно, что размещение товарного знака в интернете - одно из прав в составе исключительного права на товарный знак. Но если исходить из общих принципов, то правообладатель может по своему желанию разрешать или запрещать другим использование знака, и правило «молчание - знак согласия» здесь не работает. Если нет запрета – это не значит автоматическое согласие.

Выходит, что когда нужно где-то упомянуть чужой товарный знак, требуется спрашивать разрешения?

Право на использование товарного знака

В статье 1484 Гражданского кодекса РФ говорится, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

По сложившейся судебной практике, которая связана с рассмотрением споров о защите прав на товарные знаки, доказать нужно два факта:

  1. Факт того, что право на товарный знак принадлежит истцу.
  2. Факт нарушения такого права ответчиком, если он использовал товарный знак, сходный с «оригинальным» до степени смешения для товаров и услуг, собственно для которых товарный знак и зарегистрирован.

Обратите внимание, здесь основным моментом является не само по себе упоминание товарного знака, а использование его одним из тех способов, которые мы приводили выше. И в связи с этим употребление слов, которые зарегистрированы как словесные товарные знаки, не будет являться использованием товарного знака. Например, в письменных публикациях или устной речи. Этого подхода придерживается Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Вывод напрашивается довольно утешительный: использование обозначения может считаться использованием в информационных целях и не будет являться нарушением прав на товарный знак. Но вам потребуется соблюсти ряд условий: такое обозначение вы используете не для целей индивидуализации товара или услуги, а в словарном значении, используете в письменных публикациях или устной речи, и такое ваше использование не создает вероятность смешения и не вводит потребителей в заблуждение.

Подводя итог, можно утвердительно ответить на вопросы, которые мы ставили в начале статьи. Если товарный знак упоминается в качестве словесного обозначения, в том числе и на сайте, то такое обозначение само по себе не является использованием этого знака, если оно несет смысловую нагрузку, используется в своем прямом словарном значении. В таком случае спрашивать правообладателя на использование товарного знака для упоминания его в посте не нужно. Однако и здесь стоит быть осмотрительными, например, если ваш пост о дешевых репликах да еще и в рекламных целях. Им вы можете затронуть совершенно законный интерес правообладателя «оригинального» знака.

Товарные знаки и торговые марки: