Использование товарного знака правообладателем
Товарный знак, торговая марка и знак обслуживания
В Законе РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» предусмотрена статья 22, в которой прописано об обязательном предоставлении доказательств использования товарного знака его правообладателем, что является условием сохранения прав на знак. И в том случае, если возникает подобная ситуация, то правообладатели сталкиваются с определенными трудностями в части толкования положений законодательства, а также сбора доказательств. И определенные положения нуждаются в уточнении, а порой, и в изменении редакции, что необходимо сделать для конкретных целей:
- 1
Для того чтобы исключить неравноправие правообладателей в части исчисления сроков непрерывного неиспользования зарегистрированного товарного знака, которые, в свою очередь, служат основанием для прекращения прав. Предлагается на законных основаниях обязать правообладателя использовать зарегистрированный товарный знак, а статья 22 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» целесообразно начать с дополнительного пункта: «Правообладатель обязан использовать товарный знак».
- 2
Следует также дополнить и п.2 статьи 22 Закона, указав следующее: «если товарный знак посредника зарегистрирован для этих товаров». Данная формулировка позволит исключить возможность введения в заблуждение потребителей, а также устранить неоднозначность толкования самого Закона.
- 3
Существующие противоречия между положениями статьи 46 Конституции РФ, статьи 11 ГК РФ, статьи 43.11 Закона и положением п.3 статьи 22 Закона необходимо также устранить, исключив возможность подачи заявления о досрочном прекращении правовой охраны зарегистрированного товарного знака по причине его неиспользования от имени любого лица. Предлагается ввести принцип заинтересованности подателя подобного заявления.
- 4
Дополнить п.3 статьи 22 Закона положением, в котором будет прописано о признании использования товарного знака лицом, которому предоставлено данное право на основании лицензионного договора, даже без государственной регистрации такого договора.
- 5
Изменение редакции также требует п.1 статьи 22 Закона, что необходимо для исключения неоднозначного толкования существующих положений Закона, касающихся исчисления срока непрерывного неиспользования товарного знака, что является основанием для прекращения его правовой охраны после состоявшейся уступки данного товарного знака.
- 6
Необходимо исключить возможность регистрации, а также применения товарного знака физическими лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, не имея на то государственной регистрации. При этом следует исключить любую возможность применения доказательств, что может привести к сохранению товарного знака. В связи с этим п.3 статьи 22 Закона нуждается в прописанном требовании по отношению к предпринимателям, обязывая их иметь государственную регистрацию в отношении производства товаров либо оказания услуг, маркированных зарегистрированным товарным знаком.
- 7
Обязательно следует дополнить п.4 статьи 8 Закона, добавив в обязательное содержание подаваемой заявки указание полного наименование заявителя, его юридического адреса либо места государственной регистрации. Это необходимо сделать для однозначной идентификации правообладателя.
- 8
Необходимо введение в статье 17 Закона требований о том, чтобы своевременно вносились сведения о любых изменениях адреса либо наименования правообладателя, причем, данная процедура должна ограничиваться определенными сроками, например, 6 месяцами. Это позволит обеспечить максимальную достоверность информации о правообладателе, которая представлена в Реестре.
- 9
С целью обеспечения достоверности информации о правообладателе, представленной в Реестре, в статье 17 Закона следует ввести требование о своевременности внесения сведений о произошедших изменениях адреса или наименования правообладателя, ограничив эту процедуру во времени, например, шестью месяцами.
- 10
Для того чтобы максимально уменьшить возможность несвоевременного уведомления правообладателя о поступлении от него заявления о досрочном прекращении действия охраны знака по причине его неиспользования, а также сокращении затрат, как материальных, так и временных, для рассмотрения подобного заявления, рекомендуется дополнить п.3 статьи 22 Закона. Предлагается ввести положение о незамедлительной публикации сведений о поступлении подобного заявления, причем, с обязательным указанием даты рассмотрения, а также объема притязаний заявителя.
- 11
Необходимо добиться возможности для заинтересованных лиц урегулирования вопроса в части передачи прав на товарный знак, без подачи заявления о досрочном прекращении правовой охраны такого товарного знака по причине его неиспользования. Это можно сделать при внесении соответствующих корректировок в п.3 статьи 22 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Дополнительные статьи и рекомендации:
- Правила выставочного приоритета
Несмотря на то, что само понятие приоритета в Законе не толкуется, при анализе правовых норм можно сделать вывод, что данный термин подразумевает под собой преимущественное право на регистрацию товарного знака перед другими заявителями либо этого же, либо сходного до степени смешения обозначения относительно однородных товаров, услуг. Таким образом, при более ранней дате приоритета заявитель получает право быть первым среди заявителей с более поздней датой приоритета. В то же время, в соответствии с Законом о товарных знаках, преимуществом при регистрации обладает товарный знак, помещенный на экспонатах официальных международных выставок, которые организованы на территории какого-либо государства, являющегося участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
- Процедура предварительных возражений
Суть предварительных возражений заключается в оспаривании заявки третьей стороны после окончания экспертизы и рассмотрения данной заявки патентным ведомством. Опротестовать заявку можно в течение определенного периода и до тех пор, пока она не перешла в стадию регистрации, а также не вступили в силу права и последствия регистрации товарного знака.
Процесс оспаривания представляет собой представление сторонами доказательств и аргументов, после чего рассматривающий орган (относится к патентному ведомству, но не зависит от органа экспертизы) выносит и публикует в письменном виде обоснованное решение по делу. Предусмотрена подача апелляционной жалобы в трибунал более высокой инстанции, а также в независимый суд.
- Этап регистрации вашего товарного знака – получение от экспертизы ФИПС «Уведомления о соответствии заявленного обозначения требованиям законодательства»
Получение «Уведомления» означает, что, по мнению курирующего вашу заявку эксперта (которое часто является субъективным в силу человеческого фактора) существуют причины препятствующие регистрации Вашего товарного знака. Это мнение эксперт обосновывает ссылками на соответствующие нормы Гражданского Кодекса РФ. Экспертами патентного ведомства нередко направляются подобного рода «Уведомления». Часть из них носит весьма формальный характер и требует такого же формального ответа, в то время как другая часть «Уведомлений» потребует серьезных доводов в пользу регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, которые должны опираться на нормы действующего Законодательства РФ о товарных знаках и быть четко аргументированы.
Бесплатный поиск по базе зарегистрированных
товарных знаков и торговых марок
Не нашли ответа на свой вопрос?
Задайте его нашим специалистам прямо с сайта
или позвоните по телефону 8-800-5556615