История товарных знаков и торговых марок

Содержание:
Товарный знак и торговая марка
Товарный знак, выступающей в качестве средства индивидуализации, имеет многовековую историю. Еще в древние времена люди старались свои вещи помечать особыми знаками собственности, что позволяло отличать их вещи от чужих.
Товарные знаки в древнем мире
Более 5000 лет назад до н.э. первые обозначения, относящиеся к товарным знакам, появились на глиняной посуде. Наиболее известным таким обозначением было клеймо FORTIS, которое многие успешно подделывали. Посуда, производимая в Китае во времена императора Хонг-То, была маркирована отчетливыми обозначениями, которые указывали либо имя правящего императора, либо производителя данной посуды.
В древнем Риме гончарная посуда помечалась особыми знаками, благодаря которым покупателю не составляло труда отличить одно изделие от другого. Также в древнем Риме особым образом маркировали кирпич. Главным отличием римской маркировки было в том, что она содержала большое количеств информации, в том числе, дату изготовления кирпича и материал, из которого он сделан. Производитель кирпича нес ответственность за здание, основу которого составлял его кирпич.
Товарные знаки в средние века
В средние века шло активное развитие торговли, и для гарантии качества производимой продукции ремесленники и купцы помечали свой товар специальным клеймом. Именно тогда торговой гильдией ремесленников было предложено использовать товарные знаки в обязательном порядке. Таким образом, производитель должен был соответствовать определенным стандартам качества, в то же время, защищая свою репутацию.
Производством какого-либо продукта могли заниматься одновременно несколько ремесленников. В этом случае клеймо на готовом изделии мог оставить каждый из ремесленников. В металлургии подобная традиция существует и сегодня.
В России первое упоминание о товарном знаке датируется 22 апреля 1667 года в новоторговом уставе, который содержал правовые нормы, регулировавшие внутреннюю и внешнюю торговлю. Через некоторое время был принят правительственный указ, в соответствии с которым все русские товары в обязательном порядке должны были иметь фабричные или заводские знаки.
Товарные знаки в эпоху промышленной революции
Промышленная революция положила начало использованию товарного знака как средства рекламы. Промышленный переворот привел к тому, что товары начали перевозить на довольно дальние расстояния, что сильно затрудняло определение производителя. Более того, именно в это время началось развитие производства с обострением конкуренции между производителями, что повлекло за собой резкое увеличение количества товарных знаков.
В 19 веке во время развития массового производства товаров предприниматели стали воспринимать товарный знак не только как способ защиты своей интеллектуальной собственности, но и как средство получения прибыли. А возросшая конкуренция и борьба за продвижение товара на рынке привели к понимаю того, что товарный знак нуждается в правовой защите.
Товарные знаки в дореволюционной России
В 1830 году был принят первый в России закон «О товарных клеймах», согласно которому владельцы бумажных, шляпных и других фабрик должны были в обязательном порядке иметь прочные клейма. В случае подделки чужого клейма наступала уголовная ответственность.
Новый закон «О товарных знаках» вступил в силу в 1896 году, который гласил о признании товарным знаком любого обозначения, которое служило отличием одного товара от другого. Этот период ознаменован появлением таких крупных российских брендов, как Смирновъ и конфетная фабрика Эйнемъ, позже переименованная в Красный Октябрь.
Товарные знаки в советский период
В России, начиная с 1917 года, было принято достаточное количество законодательных актов по охране товарных знаков. Но должной актуальности в советский период защита товарных знаков не имела, поскольку в то время не было ни частной собственности, ни жесткой конкуренции. Одним из примеров нарушения прав на использование товарного знака являлось пиво «Жигулевское», производством которого занимались около 100 заводов.
Товарные знаки в 1990-е годы
Появление частной собственности и открытие свободного рынка в 1990-е годы вызвало большой интерес производителей к товарным знакам. Более того, в этот период создается большое количество частных предприятий, что обязывало производителей принимать меры по защите своей продукции от подделок.
Первый в России закон, который ввел охрану наименований мест происхождения товаров, был принят 23 сентября 1992 года, а 17 октября 1992 он вступил в силу.
Товарные знаки в современная России
Начало экономических реформ положило начало новому этапу развития товарных знаков в России. С развитием рынка товарный знак стали рассматривать с точки зрения неотъемлемой части имиджа производителя. Это повлекло за собой принятие нового закона в 1992 году, который оставался актуальным до 2008 года.
С 1 января 2008 года вступает в силу 4-я часть ГК РФ, в котором отдельная гл.76 посвящена средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, а также работ и услуг. В данной главе рассмотрены основные вопросы по правовой охране, использованию и защите товарного знака.
Проследив историю товарного знака, становится очевидным, что он во все времена выполнял основную функцию отличия одного товара от другого, защищая от подделок и производителя, и потребителя. Историческая значимость товарного знака бесспорна, а его необходимость доказана временем.