Телефон: 8-800-5556615 и 8-812-3184012 WhatsApp
Время: с 10:00 до 18:00
Зарегистрировать товарный знак
Консультация Онлайн поиск знаков Экспресс проверка Регистрация знаков Страхование Контакты

Когда популярность лишает прав на товарный знак

« »

Это сделано мной!

Еще в древние времена люди отмечали свою продукцию разными знаками, которые позволяли отличить товар одного ремесленника от товара другого. Как только человек научился создавать глиняную посуду – а это произошло около 5000 лет назад – появились и прообразы современных товарных знаков. За эти тысячи лет человечество разработало и развило современную систему права, в которой нашлось место и регулированию обозначений товаров.

Основная цель существования товарного знака заключается в том, чтобы потребитель мог различать товары разных производителей и делать свой выбор. Вот эта самая различительная способность – это основное условие охраноспособности товарного знака. То есть, чтобы товарный знак мог охраняться законом, он должен отличаться от остальных. В статье 1483 Гражданского кодекса РФ прямо указывается, что нельзя регистрировать товарные знаки, которые не обладают различительной способностью или состоят только из элементов, которые стали общеупотребительными для товаров определенного вида, или общепринятыми символами, терминами. Также нельзя регистрировать такие товарные знаки, которые указывают на качество, количество, свойство, назначение товара, на место, время и способ производства. Роспатент руководствуется специальными правилами по регистрации товарных знаков в соответствии с которыми проверяет заявленное обозначение. И если такое обозначение не обладает различительной способностью, то в регистрации будет отказано.

Когда стал национальным достоянием

Существует отдельная группа обозначений, которые к настоящему времени утратили охраноспособность. Случилось такое с обозначениями товаров, которые стали настолько популярными, что товарные знаки превратились в общеупотребительные термины. Например, в России словом «ксерокс» называют вообще любой копировальный аппарат, а результаты их работы – ксерокопиями, несмотря на то, что Xerox – это вполне себе товарный знак определенного производителя. История знает не один такой случай. Например, всем известный термос когда-то был товарным знаком, но так случилось, что люди стали называть термосами любую емкость, которая сохраняет тепло. И товарный знак перестал охраняться законом, потому что термин стал общеупотребимым. Тот случай, когда популярность сыграла против правообладателя.

Правовое регулирование

В современной судебной практике также есть случаи, когда суд не позволял зарегистрировать товарный знак, который ко времени судебного разбирательства уже был общеупотребимым и всем известным. В 2013 году Высший арбитражный суд суд решал вопрос о возможности регистрации обозначения всем известных папирос. Суд признал, что различительная способность Беломорканала утрачена. Аргументы такие: продукция под таким обозначением выпускается с 1930 года, обозначение используется разными производителями и в настоящее время, то есть обозначение не имеет способности индивидуализировать товар конкретного производителя. Смотрим определение Высшего Арбитражного суда № ВАС-13062/13 от 01.10.2013 г.

Это характерный пример того, как обозначения, которые при их создании обладали различительной способностью, с течением времени ее теряют. И, если в 30-х годах в Советском Союзе не было нужды регистрировать товарные знаки, то в современных условиях могут возникнуть обстоятельства, которые будут влиять на действительность регистрации товарного знака.

Так в статье 1514 Гражданского кодекса РФ указано, что правовая охрана товарного знака прекращается в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида. Здесь важно учитывать, что приведенная норма «работает» на будущее, то есть только с того момента, когда компетентный орган примет решение, что обозначение стало общеупотребимым. Но существует и статья 1512 Гражданского кодекса РФ, в которой говорится, что предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак, если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением законодательства. Фактически норма указывает на то, что правовая охрана товарного знака может быть прекращена «в прошлом», то есть с момента подачи заявки – как будто ничего и не было.

Юридическое сообщество обсуждало разные мнения относительно положений статьи 1512 Гражданского кодекса РФ: часть специалистов настаивала на том, что действительно, статья «работает» с уже состоявшимся фактом, другая часть специалистов придерживалась позиции, что статья написана для ситуации, когда товарный знак потерял охраноспособность уже в процессе его использования, став общеупотребимым, и отменять регистрацию «задним числом» нельзя. В вопросе в итоге пришлось разбираться Суду по интеллектуальным правам, который в 2017 году выпустил информационную справку, разъяснив в ней, что статья 1512 Гражданского кодекса РФ не распространяет свое действие в случае, если обозначение на день заявки в Роспатент соответствовало условиям охраноспособности. Таким образом, СИП поставил точку в споре: отменить регистрацию, если она была законной, нельзя. Можно только прекратить охрану.



Выводы не всегда могут быть утешительными: иногда популярность может сыграть злую шутку, и правообладатель в один момент перестанет таковым быть. Профессионалы могут помочь со многими вопросами, но что делать с народной любовью?...

Дополнительные статьи и рекомендации:
  • Товарные знаки и здоровье
    Как и любые товары повседневного спроса, лекарственные препараты должны иметь свои наименования. Это позволяет отличать как средства с одинаковым составом, но выпущенные разными производителями, так и вообще лекарства с целью их назначения. Вопрос наименований лекарственных препаратов очень важный, поскольку введение медиков или потребителей в заблуждение может иметь гораздо более тяжелые последствия, чем те, которые наступят, если съесть бургер вроде бы известного производителя, да он окажется не тот.
  • Внимание на цвет товарного знака
    Специалисты рекомендуют регистрировать товарный знак таким, каким он и будет в дальнейшем. Если предполагается несколько вариантов товарного знака в разных цветах, то разумно регистрировать каждый вариант отдельно.
  • Маркетплейсы и нарушение прав на товарные знаки: Кто виноват и что делать?
    Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет, Ozon, Wildberries – это всё маркетплейсы (от англ. marketplace - рыночная площадь), т.е. интернет-магазины электронной торговли. Они предоставляют информацию о продуктах третьих лиц (при этом юридически сами продавцами не являются), т.е. по сути такие площадки являются посредниками и дают продавцам возможность продавать свои товары, а покупателям – не выходя из дома выбирать товары абсолютно любых категорий.

Бесплатный поиск по базе зарегистрированных
товарных знаков и торговых марок

Расширенный поиск товарных знаков  |  Поиск заявок на товарные знаки

Не нашли ответа на свой вопрос?
Задайте его нашим специалистам прямо с сайта
или позвоните по телефону 8-800-5556615

Позвонить 8-800-5556615 Задать вопрос в WhatsUp
Информация
Статьи
Все
Патентные тролли по товарным знакам в России
В русскоязычном секторе интернета довольно много публикаций о патентных троллях, промышляющих на западе, но довольно мало информации об отечественных троллях.
30.03.2023
Инструкция по регистрации товарных знаков
После прочтения предыдущей статьи у вас должны были появиться идеи как разработать собственную торговую марку и теперь пришла пора стать ее законным правообладателем.
10.02.2020
Этапы регистрации товарного знака. Сроки и стоимость
Описание этапов регистрации товарного знака, стоимость и сроки.
06.01.2020
Регистрация товарного знака без проблем
Эта статья будет посвящена нюансам взаимодействия с посредниками (юридическими конторами) при регистрации товарного знака.
11.01.2020
Есть вопросы?
Если вы не нашли ответ на ваш вопрос или вам необходима консультация, то свяжитесь с нами по телефону:
8-800-5556615
(звонки по всей России бесплатно)
В рабочие дни с 10:00 до 18:00
по московскому времени
Мы ответим на все ваши вопросы и поможем принять правильное решение.
Статьи
Все
Как узнать зарегистрируют ли ваш товарный знак?
Проверяется не является ли ваш знак описанием товара (указывающим на вид, качество, количество, назначение, свойство, ценность, способ производства или сбыта) или общепринятым термином, сокращением или понятием.
19.07.2020
Классы МКТУ при регистрации товарного знака
Как известно, при подаче заявки на регистрацию товарного знака необходимо указывать классы МКТУ (Международная классификация товаров и услуг), которые будут реализовываться под этим товарным знаком.
01.11.2020
Изменение периода ожидания регистрации торговых знаков в ОАЭ
Согласно сведениям из UAE Trade Marks Office – управления по торговым маркам, в Эмиратах изменился период ожидания оформления торговых знаков, брендов, логотипов и марок.
15.04.2020
Регистрация товарного знака без проблем
Эта статья будет посвящена нюансам взаимодействия с посредниками (юридическими конторами) при регистрации товарного знака.
11.01.2020
Обновление товарных знаков и торговых марок
Среди основных причин обновления товарного знака является его трудноразличимость – плохое отображение логотипа.
16.03.2020
Тел: 8-800-5556615 и 8-812-3184012 WhatsApp
в рабочие дни с 10:00 до 18:00 по московскому времени.
© 2012-2023 Znakoved, Все права защищены.
Зарегистрировать товарный знак самостоятельно Зарегистрировать товарный знак «под ключ» Помощь в регистрации товарного знака
Берегите себя – пользуйтесь электронным сервисом Znakoved для подачи заявок. Круглосуточно, удобно, не выходя из дома.
РОСПАТЕНТ и Znakoved работают в обычном режиме, наш телефон 8-800-555-66-15 для звонков и 8-812-3184012 для WhatApp. Почта info@znakoved.ru и форма для проверки знака по ссылке.

Мы гарантированно сможем обеспечить:
  • Бесплатно Новинка Добавили в отчет товарные знаки по всему Европейскому союзу и за его пределами (ссылка, полный список стран).
  • Регистрация товарного знака (включая самый полный патентный поиск) 20600р
  • Бесплатно Неограниченный поиск по знакам и заявкам.
  • Бесплатно Ответы на все запросы «Роспатент».
  • Бесплатно Предварительный лицензионный договор, договор коммерческой концессии.