Регистрация товарного знака в любом городе России

Бесплатный онлайн поиск товарных знаков

Почему регистрировать знак надо сразу?

Почему регистрировать знак надо сразу?

Содержание:

Товарные знаки это интеллектуальная собственность

Зачастую предприниматели на старте своей деятельности полностью погружены в различные хозяйственные вопросы (бизнес-план, срок окупаемости, помещение, оборудование, запуск бизнеса), откладывая в «долгий ящик» такую важную составляющую, как интеллектуальная собственность, объекты которой могут начать появляться уже в первые дни работы. Например, вы торжественно открыли кофейню, разместив над входной дверью привлекательную вывеску, и к вам наладился поток покупателей. Это стало не нравиться владельцу кофейни в соседнем жилом комплексе, который вывесками и прочими «брендами» не увлекался. А вот ваша вывеска ему приглянулась...

Подобрав персонал, запустив и отладив процессы, предприниматели только после могут задуматься о том, чтобы оформить права на обозначение, которое способствует потоку прибыли. Это вполне логично: кто захочет вкладывать деньги в бренд, который существует еще только на бумаге и неизвестно, «выстрелит» ли? Но у такого подхода есть и существенные риски, поскольку конкуренты не дремлют и тоже хотят продавать.

Исключительное право на товарный знак

Важно понимать, что тот, кто зарегистрировал «на себя» товарный знак, официально получил на него исключительное право и может использовать его так, как заблагорассудится: работать самостоятельно под своей вывеской или «сдавать в аренду», заключая лицензионные договоры. Многие слышали о франшизах известных кофеен, пиццерий, ритейлеров: вот там как раз про использование товарного знака по лицензии.

И вот дело приходит к успеху, предприниматели начинают расти. Открываются новые торговые точки, растет клиентская база, вывеска становится узнаваемой. Такое положение дел формирует у недобросовестных конкурентов желание быстро нажиться, пользуясь плодами чужих трудов, а предпринимателю приходится становиться на защиту своего товарного знака.

Судебная защита товарного знака

Вариантов неправомерного использования товарных знаков существует несколько, от регистрации сходного до степени смешения, до создания идентичной упаковки. Также могут создаваться похожие доменные имена, наименование может быть использовано в контекстной рекламе. Предприниматель вынужден защищать свою интеллектуальную собственность, но необходимо понимать, что сам процесс защиты должен быть выстроен правильно, ведь возбуждение производства в суде – это только начало, впереди много кропотливой работы. Здесь важно правильно оценить перспективы дела и учесть ряд моментов, которые могут привести к негативному исходу для самого правообладателя.

Для начала стоит оценить риск отказа судом в удовлетворении требований. Важно будет, с одной стороны, доказать принадлежность истцу исключительного права, а с другой – факт нарушения ответчиком такого права. Истцу придется самостоятельно формировать доказательную базу, фактически досье на недобросовестного конкурента, указывая, каким образом, где, при каких обстоятельствах используется сходный товарный знак. Возможно, придется прибегнуть к помощи нотариуса, фиксируя содержание веб-страниц. Еще один немаловажный фактор – регистрация сходного товарного знака. Если таковая состоялась, то придется сначала оспорить права конкурентов на такой знак. В противном случае в удовлетворении требований суды откажут, и практика как раз говорит об этом.

Заслуживает внимание и размер компенсации, которую правообладатель хочет получить. Доказывать прямые убытки – дело хлопотное, а размер репутационного ущерба – величина, с точки зрения суда, практически недоказуемая. Тем не менее пытаться отстаивать свои права стоит, поэтому при желании побороться за компенсацию важно соблюсти претензионный порядок, поскольку компенсация - это требование имущественного характера, а «претензировать» в таких случаях требует процессуальный закон.

Следует также убедиться в том, что потенциальный ответчик не опередил правообладателя и уже не инициировал процесс по оспариванию «первоначального» товарного знака. Закон предлагает несколько способов оспаривания, и правообладатель должен исключить риск того, что его товарный знак будет признан недействительным.

В статье 1483 Гражданского кодекса РФ содержатся условия охраноспособности товарного знака. Правообладателю перед обращением в суд не мешает проверить, нет ли оснований, по которым охрана товарного знака может быть признана недействительной. Иначе получится нелепая ситуация: пошли за защитой, а в итоге потеряли то, что защищать собирались.

Права на товарный знак можно потерять, просто не используя его в обороте непрерывно в течение трех лет. Об этом говорится в части 1 статьи 1486 Гражданского кодекса РФ. То есть правообладатель наделен обязанностью знак использовать, просто хранить «в сейфе» не получится, а факт использования нужно будет доказывать в суде.

Мы перечислили основные риски, которые следует оценивать перед обращением в суд, хотя перечень не исчерпывающий. Не стоит надеяться на то, что недобросовестные конкуренты сдадутся просто так. Скорее они будут искать (и найдут!) немало способов поставить правообладателю палки в колеса в ходе судебного процесса. Поэтому к решению подобных задач стоит подключать профильных специалистов.

Товарные знаки и торговые марки: