Регистрация товарного знака в любом городе России

Бесплатный онлайн поиск товарных знаков

Защита интеллектуальных прав

Конкуренция и защита интеллектуальных прав

Содержание:

Защита интеллектуальной собственности

Одной из основных задач «Роспатент» является антимонопольное регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Зачем это надо? К чему ведет? И какие имеет последствия в случае нарушения? Ответы на эти вопросы читайте в нашей статье.

Как связана конкуренция с защитой прав?

Если вы защитили свои права на какой-либо объект интеллектуальной собственности, поставляемый на рынок в виде товара или услуги, вашим конкурентам придется искать методы улучшения конкурентоспособности их товаров, а также создавать новые объекты интеллектуальной собственности. В этом и заключается зависимость конкуренции от защиты интеллектуальных прав.

Но дает ли защита прав гарантию того, что конкуренция будет честной? Как показывает практика, недобросовестные конкуренты нередко нарушают закон и вводят потребителей в заблуждение. Как от этого защититься?

Недобросовестная конкуренция и борьба с ней

Для начала определимся с тем, что такое недобросовестная конкуренция. Общеизвестно, что нарушением интеллектуальных прав можно считать любые действия, вызывающие путаницу в отношении товаров и услуг конкурентов, внесение ложных сведений, дискредитирующих конкурента, а также сведений, вводящих потенциальных потребителей в заблуждение касательно свойств товара, способа его изготовления, пригодности к применению и к его количеству.

В России на защиту ваших интеллектуальных прав становится статья 1483 Гражданского кодекса РФ, в пункте третьем которой говорится, что регистрация обозначений, способных ввести потребителя в заблуждение относительно товара и/или его производителя, не допускается. Кроме этого в статье 1487 описана ситуация, когда товары уже были введены в гражданский оборот правообладателем (или с его согласия); в этом случае мы имеем дело с исчерпанием исключительного права на товарный знак. Проще говоря, подобный знак в отношении подобных товаров ввести уже будет нельзя.

Отказ в защите товарного знака

Если вы явно нарушили чьи-то права на товарный знак, т.е. вас уличили в злоупотреблении правом или в недобросовестной конкуренции, вам будет отказано в регистрации знака согласно пункту 6 статьи 1512 Гражданского кодекса РФ.

Как защитить изобретение?

Еще одна интересная тема – это защита изобретений и ограничение недобросовестной конкуренции в этой области. Вы сможете защитить свое изобретение только после того, как будут установления критерии его патентоспособности, а именно:

Если оценка экспертов по этим критериям даст положительный результат, вам будет выдан соответствующий патент. Однако учтите, что получение патента, а, значит, и легальной монополии на изобретение, возможно только на такие изобретения, которые реально вносят вклад в развитие технического прогресса.

Можно ли пользоваться чужими изобретениями в рамках закона?

Статьей 1359 Гражданского кодекса РФ такие ситуации предусмотрены. Например, вы можете использовать чужой патент при проведении каких-либо исследований, в личных нуждах, для изготовления лекарственного средства в аптеке и т.п.

Существуют случаи, когда использование изобретения не повлечет за собой ответственность, но потребует выплаты денежной компенсации патентообладателю. Например, когда вы используете патент при чрезвычайных обстоятельствах или в интересах защиты страны по указанию Правительства (статьи 1359 и 1360).

На данный момент в России рассматривается возможность принудительного лицензирования, это позволит исключить возможность признания какого-либо вида деятельности антиконкурентным.

Если говорить о европейском опыте в сфере антимонопольного законодательства, следует отметить, что все государства, входящие в Евразийский экономический союз, могут ограничивать права, предоставляемые патентом, при соблюдении условия, что данные исключения не ущемят как интересы патентообладателя, так и не нанесут ущерб использованию изобретений, промышленных образцов или полезных моделей.

Товарные знаки и торговые марки: