Промышленная собственность в сети Интернет

Содержание:
Правовые нормы сети Интернет
Регламентирование правовых норм по отношению к обозначениям в сети Интернет - задача Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). В 2001 году на седьмой сессии комитета ВОИС, рассматривающего проблемы законов о товарных знаках, промышленных образцах и географических указаниях, был рассмотрен ряд предложений по защите прав промышленной собственности в сети Интернет. Тогда же были даны комментарии и подготовлены документы по этой тематике, основной из которых носит название «Географические указания: историческая справка, характер прав, существующие системы охраны и получения эффективной охраны в других странах».
Совместная рекомендация (так назывался ряд предложений по текущей проблеме) рассматривалась и обсуждалась членами ВОИС неоднократно. В итоге ее предложили Генеральной ассамблее ВОИС и Ассамблее Парижского союза для одобрения. Осенью того же года рекомендация была одобрена без внесения изменений. Комментарии к ней не рассматривались, поскольку ранее их детально рассматривали и обсуждали члены комитета и Международного бюро.
Отметим сразу, что все принятые положения по защите прав в интернете работают в отношении государств-членов Организации и касаются коммерческих последствий использования обозначений.
К обозначениям может быть применено законодательство о недобросовестной конкуренции. Допускается как непосредственное его применение, так и использование прецедентов. Принятая Рекомендация позволяет выбирать методы защиты прав в рамках закона. Кроме этого она помогает разобраться с тонкостями использования обозначения в Сети – нарушаются ли права при использовании товарного знака. Особо важно здесь выявить коммерческие последствия – Рекомендация содержит и такие положения, но лишь основные, поскольку создать универсальную детализированную систему во всех государствах Организации не представляется возможным. Специалисты нашли выход – они выявили важные факторы, служащие для определения коммерческих последствий.
Особые факторы как способ анализа коммерческих последствий
Намерения бизнеса
Здесь важно разобраться с тем, что если бизнесмен использует обозначение, должны быть доказательства его намерений заниматься бизнесом в одном из государств, входящих в Организацию. Однако при этом важно учитывать и то, что товары или услуги этого бизнеса должны быть похожи или полностью совпадать в теми, которые продвигаются под рассматриваемым товарным знаком.
Положение бизнеса и государства
Здесь нужно ответить на вопрос «какое положение занимает бизнес по отношению к государству?», а для этого следует выявить:
- Ведется ли работа в отношении потребителей данного государства.
- Имеется ли от бизнесмена, использующего знак, заявление о том, что он не имеет цели предлагать потребителям товары на территории данного государства, входящего в Организацию.
- Имеются ли доказательства такого заявления.
- Имеется ли в перечне услуг послепродажная поддержка, обслуживание или гарантия.
- Использует ли бизнесмен обозначение для получения прибыли вне сети Интернет в данном государстве.
Бизнес-предложения и государство
Далее следует понять, существует ли связь между бизнес-предложениями в Сети о товарах и услугах с государством, входящим в Организацию. Для этого рассматриваем следующие факторы:
- Возможна ли поставка товаров и услуг в данное государство (проблема здесь в том, что зачастую в определенных странах существуют запреты на ввоз каких-то товаров).
- Имеется ли указание цен в той валюте, которая является официальной в данном государстве (на территории Европы это положение не работает, поскольку национальные валюты упразднены, а вот на территории Российской Федерации учет этого фактора является обязательным).
Использования товарного знака и государство
На этом этапе нужно разобраться с тем, существует ли связь между государством и формой знака. Чтобы это понять, в расчет берутся следующие факторы:
- Доступны ли пользователям Сети данного государства каналы и средства связи, через которые они узнали о знаке;
- Имеется ли контактная информация лица, использующего знак в Сети;
- Имеется ли связь между знаком и доменом, зарегистрированным как домен первого уровня в данном государстве (по стандарту ВОИС ISO 3166)
- Используется ли официальный или наиболее используемый язык данной страны для представления товарного знака
- Имеется ли связь между знаком и зоной Сети, где пользователи ищут определенную информацию
- Имеется ли связь между знаком и правом на его использование в данном государстве. Смысл в том, что здесь выявляется отсутствие нарушений прав того, кто является правообладателем. Это актуально для ситуации, когда знак принадлежит не тому лицу, которое его использует.
Важно понимать, что Совместная рекомендация является таким документом, который не носит обязательный характер (как следует из ее названия). Об этом не раз говорили на собраниях комитета. Фактически Рекомендация может применяться исключительно по желанию государства, входящего в Организацию. Это же касается и конкретных факторов, которые следует учитывать при анализе обозначений, использующихся в Сети. Ведь все зависит от конкретной страны и ситуации, которую мы рассматриваем. Где-то нужно учесть все факторы и даже ввести дополнительные, а где-то можно использовать только некоторые из приведенных.
Некоторые детали и рекомендации
Недобросовестное использование обозначений
Рекомендация рассматривает ситуации, в которых обозначение может быть использовано недобросовестным образом. Тут учитывается как само использование, так и приобретение прав на обозначение. Компетентный орган данного государства должен рассмотреть ситуацию и разобраться, знал ли бизнесмен о похожем обозначении у другого лица, когда использовал или регистрировал его.
Защита товарного знака в данном государстве
В Рекомендации рассматривается то, насколько правильно и адекватно защищено обозначение в определенном государстве в соответствии с принятым там законодательством. Например, до начала использования знака в Сети бизнесмен его защитил путем подачи заявки на регистрацию.
Нарушение прав при использовании знака
Если имело место нарушение прав при использовании знака в сети, то к бизнесмену, совершившему противоправные действия, будет применено действующее на территории данного государства законодательство. Здесь возможны некоторые исключения к применению прав, если только они не противоречат закону.
Снятие запрета на использование товарного знака
Поскольку на сегодняшний день как таковой отсутствует правовой аппарат, который бы регулировал отношения в Сети, есть положения, позволяющие снять запрет на использование товарных знаков. Смысл в том, что принятое законодательство по возможности не должно использовать такие средства защиты, которые могут привести к тому, что впоследствии в Сети вообще будет невозможно использовать обозначения.
Отсутствие прямого нарушения закона
Рекомендация содержит положение о том, что компетентным органам не следует применять защиту прав тогда, когда у бизнесмена есть права на используемый знак в другом государстве, входящем в Организацию, либо если приобретение прав на знак или его использование было выполнено добросовестно.
Возможно ли освободиться от ответственности в сети?
Бизнесмен, противоправно использовавший обозначение, может быть освобожден от ответственности в следующих случаях:
- Если он еще не получил уведомление о нарушении прав при условии, что он использовал обозначение, согласовав это с правообладателем, или у него есть право на обозначение в другом государстве, входящем в Организацию.
- Если законодательство другого государства, входящего в Организацию и тесно связанного с данным государством, не входит в противоречие с тем, как было использовано обозначение в Сети.
- Если использование обозначения либо приобретение прав на него не было недобросовестным.
- Если бизнесмен не скрывает свои личные данные и идет на контакт в вопросах использования обозначения в Сети.
А если уведомление получено? И здесь бизнесмен имеет шанс освободиться от ответственности:
- Если у него есть право на обозначение в другом государстве, входящем в Организацию.
- Если он обладает правом на использование обозначения в Сети.
- Если он сообщает детали имеющихся у него прав.
- Если при получении уведомления он быстро создает условия для отсутствия экономических последствий или нарушения прав от использования обозначения.
А что нужно сделать бизнесмену, чтобы не нарушать чьи-то права или не наносить экономический урон?
Для этого достаточно сделать четкий отказ от использования товарного знака в Сети в форме заявления о том, что у бизнесмена нет никакой связи с правообладателем, а также о том, что у него нет намерений заниматься поставками продукции или услуг на территории того государства, о котором было сказано в уведомлении. Принятие отказа зависит от того, действительно ли бизнесмен прекратит поставку продукции на территории указанного государства.
Проблемы использования обозначений в Интернет
Все эти положения созданы комитетом ВОИС для того, чтобы помочь урегулировать правовые стороны такого актуального аспекта, как использование обозначений в сети Интернет. Поскольку положений много, итоговый документ вышел объемным.
Но нерешенные проблемы остались. Одна из них – это географические указания. По ряду причин до седьмого созыва комитета вопрос о географических указаниях оставался открытым.
Что же удалось обсудить членам комитета по данной проблеме? Был рассмотрен ряд вопросов, касающихся коллизий, возникающих на почве использования товарных знаков и географических указаний, а также наличия омонимичных указаний. Чтобы устранить эти коллизии, потребовалось создать исторические справки о географических указаниях и их охране, описать формы такой охраны, дать полные ответы по вопросам прав на них.
Интересно также, что комитет обсуждал и будущие проблемы. К ним относится проблема защиты обозначений, выполненных в виде звуковых, световых и других форм подачи. Кроме этого комитетом было одобрено решение по созданию документов, регламентирующих действия по подаче заявок в электронном виде. Заявки эти могут касаться любых вопросов, связанных с защитой прав на использование обозначений в Сети, например, отказ в регистрации знака, выявление конфликтных ситуаций с ранее зарегистрированными знаками и т.п.