Зачем предупреждать потребителя о товарном знаке?

Содержание:
Зачем вообще нужна предупредительная маркировка?
Иногда мы видим на упаковке с товаром буквы R, TM, SM или даже слова: «Товарный знак», «Зарегистрированный товарный знак», «Trademark» или «Registered Trademark». Что это такое и зачем это нужно? Давайте разбираться.
Как известно, никто не запрещает нам пользоваться незарегистрированным товарным знаком. Придумали, нарисовали, пустили в ход. Только сразу возникает несколько но. Если кто-то украдет наш знак, зарегистрирует его и будет получать прибыль с продажи товаров и услуг, то мы ничего не сможем предъявить такому недобросовестному конкуренту. Более того, это он сможет подать на нас в суд за использование зарегистрированного товарного знака. Еще одно но. Знак используется, но вдруг обнаруживается, что у кого-то уже есть похожий до степени смешения знак. И мы опять-таки попадаем в неприятную ситуацию. Поэтому будет разумнее и проще знак все же зарегистрировать.
Так зачем потом еще писать возле него все эти предупреждения? Ведь знак уже зарегистрирован! А вот для чего. Знак на продукте напечатали, а еще дополнительно предупредили: мол, знак под защитой, а если решишь его использовать, будешь отвечать по закону. Кстати, в России для этого существует три статьи: ст. 1515 Гражданского Кодекса РФ; ст. 14.10 Кодекса об административных правонарушениях; ст. 180 Уголовного Кодекса РФ.
Таким образом общий смысл нанесения предупредительной маркировки (ее еще называют знаком охраны), заключается в следующем:
- Предупредить о том, что исключительное право на знак закреплено за определенным лицом.
- Информировать потребителя о том, что данный знак охраняется законом на территории России.
- Подтвердить тот факт, что любое незаконное использование знака будет караться по названным выше статьям из трех Кодексов РФ.
- Привлечь внимание к товару или услуге не только с помощью самого товарного знака, но и маркировки о том, что знак под защитой.
Отметим, что по Парижской конвенции конца XIX века поставщик не обязан наносить предупредительную маркировку. Это добровольное дело!
Незаконное использование предупредительной маркировки
Продолжим разговор о законах. Если мы зарегистрировали знак и нанесли предупредительную маркировку, все отлично. А что будет, если знак не регистрировать, а маркировку все же нанести? В этом случае вы понесете ответственность по следующим статьям: п. 5 ст. 1515 Гражданского Кодекса РФ, либо по п. 2 ст. 180 Уголовного Кодекса РФ.
А мера наказания будет зависеть от того, какой ущерб был нанесен, сколько лиц было задействовано в правонарушении и прочее. В самом простом случае вы заплатите штраф, а при наличии отягчающих обстоятельств и вовсе можете получить срок до шести лет!
Вполне понятно, что это огромный риск потерять и репутацию, и бизнес, и потребителей. Поэтому лучше потратить деньги на разработку и регистрацию знака, чем выплачивать штрафы и судиться с другими компаниями.
Отличия в отечественной и западной маркировке
Значение маркировки
Поговорим немного об отличиях в отечественной и западной маркировке. В нашей стране имеет только предупреждающее значение рядом с зарегистрированным знаком: он находится под охраной.
На Западе можно наносить:
- Рядом с уже зарегистрированным товарным знаком.
- Рядом с тем знаком, который находится в процессе регистрации. В этом случае на товаре пишется «ТМ», «тм» или «Trade Mark» (Trade Mark – торговая марка).
Обозначение
Россия:
- «Товарный знак».
- «Зарегистрированный товарный знак».
- Латинская R (от слова registered - зарегистрированный).
- Латинская R в кружке - ®.
Запад:
- «ТМ», «тм», «Trade Mark».
- «SM» или «Service Mark» (знак обслуживания).
- «Trademark».
- «Registered Trademark».
- Латинская R.
- Латинская R в кружке - ®.
Следует отметить, что если в нашей стране нанесение маркировки «ТМ» не запрещено, но она носит чисто информативный характер, то на Западе нарушение прав поставщика товаров или услуг, нанесшего такую маркировку, грозит преследованием по закону.