Регистрация товарного знака в любом городе России

Бесплатный онлайн поиск товарных знаков

Можно ли менять товарный знак?

Защита товарного знака при внесении изменений

Содержание:

Защита товарного знака при внесении изменений

Товарный знак – это обозначение, используемое для индивидуализации товаров и/или услуг на рынке. Товарные знаки могут быть текстовыми, графическими, смешанными, звуковыми и т.п. После регистрации знака в Роспатенте на него выдается свидетельство. Получить такое свидетельство может только юридическое лицо (или ИП). Товарный знак получает охрану на 10 лет, после чего его можно продлевать неограниченное число раз. Здесь все понятно, однако бывают ситуации, когда возникает необходимость что-то изменить в знаке. Как работает в этом случае закон?

Можно ли менять товарный знак?

Предположим, мы зарегистрировали товарный знак. А при его использовании решили внести изменения. Конечно, всем нам хочется идти по пути наименьшего сопротивления. Регистрация знака – дело не быстрое и довольно трудоемкое, особенно, для неподготовленных людей. Можно ли сэкономить деньги и время, изменив уже готовый и прошедший регистрацию знак? Допустимо ли это? Останется ли знак под охраной? Давайте разберемся.

С одной стороны, вам не запрещается что-то менять в знаке, с другой - статью 1486 ГК РФ никто не отменял. И в случае, если возникнет неоднозначная ситуация, суд будет не на вашей стороне с большой долей вероятности. И заметим еще одну деталь. Если возникает спорная ситуация, то доказывать свою правоту в суде – ваша задача. Эксперт Роспатента, дизайнер знака и прочие лица будут не при делах!

Критерий тут такой – наличие искажений в восприятии знака. Если в результате внесения изменений знак узнается и не вводит в заблуждение, то такие изменения допустимы. Если изменения влияют на восприятие, регистрируйте измененный знак! Да, вы потратите деньги и время, но зато не будете иметь проблем с законом, и ваш знак будет под надежной защитой.

Зачем менять товарный знак?

А для чего вообще нужны изменения товарного знака? Неужели нельзя обойтись одним изображением, текстом или их комбинацией? Приведем пример: мы зарегистрировали черно-белый комбинированный знак (и изображение, и текст). А упаковка нашего товара тоже черно-белая, и знак просто сливается с ней. Можно ли сделать его, к примеру, зеленым или красным? Теоретически, да, но, как было сказано выше, если это не искажает восприятие знака. А по-хорошему, конечно, лучше зарегистрировать знак в другом цветовом исполнении.

Или, например, мы решили использовать текст знака, написанный не русскими, а латинскими буквами. Можно обойтись без регистрации? И опять-таки обращаемся к восприятию знака. Исказилось? Регистрируем еще один знак! И, возможно, в новом исполнении он заиграет иначе и будет более востребованным, чем зарегистрированный ранее.

А как быть с различными шрифтовыми гарнитурами? Ничего, если мы изменим шрифт? Ничего, если это не сыграет существенной роли. А вот если на шрифте завязан весь знак, то он может измениться до неузнаваемости. Хотя, опять же, вполне может получиться так, что новый знак будет удачнее, тогда его регистрация тем более оправдана!

Регистрация дополнительных знаков

Здесь у нас четыре базовых положения:

  1. Доказательство того, что знак ваш (каким бы ни было исполнение, на каждое из них есть исключительное право, которое позволит легко доказать, что именно вы являетесь правообладателем).
  2. Получение охраны знака (все ваши знаки находятся под защитой закона, следовательно, никто не сможет ими воспользоваться, не получив при этом кучу неприятностей).
  3. Избавление от недобросовестных конкурентов (защита каждого знака – это гарантия того, что никто не «придумает» и не зарегистрирует аналогичный знак с некоторыми изменениями).
  4. Независимость от устаревания знака.

На четвертом пункте остановимся подробнее, поскольку здесь нужно более детальное разъяснение. Итак, вы зарегистрировали товарный знак, но стали использовать его модификацию. Модификация достаточно существенно отличается от оригинала. Допустим, спорных ситуаций у вас не возникало, конкуренты знаком не пользовались в своих целях, все было хорошо до того момента, как истек срок правовой охраны основного знака. Что это значит? Вы не пользовались своим основным знаком в течение трех лет, следовательно, он теперь считается устаревшим и защите больше не подлежит. Автоматически защиты лишается и второстепенный знак, на который вы сделали ставку, но который не стали регистрировать. И теперь у вас большие неприятности! Знаки не похожи, доказать их идентичность вам не удалось, в результате вы потеряете много времени и средств, чтобы защитить свой знак. Поэтому лучше делать все сразу и не подвергать риску свой бизнес и репутацию!

Неиспользование товарного знака

Если говорить о законе, то прекращение охраны знака базируется на статье 1486 ГК РФ – «Последствия неиспользования товарного знака». Причем, охраны он может лишиться после любого трехлетнего периода после регистрации – хоть в первые три года, хоть в последние. Главное, чтобы лицо, оспаривающее права, смогло доказать факт неиспользования знака после подачи соответствующего заявления и свою заинтересованность в досрочном прекращении прав на знак. Таким лицом может быть кто угодно, в том числе и ваши конкуренты, желающие заполучить знак в своих целях. Защитите себя сразу, не давайте возможность другим людям воспользоваться ситуацией!

Товарные знаки и торговые марки: